Междугородними перевозками в Башкирии занялся Яндекс. Что будет с ценами?
На рынок междугородних пассажирских перевозок Башкирии вышел новый игрок – партнеры сервиса Яндекс.Автобусы уже запустили ряд маршрутов по основным направлениям, в феврале существенно увеличат их количество. Как рассказал РБК-Уфа директор сервиса Михаил Томшинский, компания работает с местными перевозчиками, предоставляя им возможность продавать билеты в интернете.
Первое время работы сервиса компания столкнулась с противодействием уже работающих на рынке перевозчиков. В середине января неизвестные подожгли автобус, работающий с «Яндексом», и выполнявший рейсы до Месягутово.
- Соседняя Челябинская область, где тоже работает наш сервис, – практически образцово-показательный регион. Там рынок достаточно консолидированный, все ездят от автовокзалов. Башкирия, напротив, регион, где максимальная фрагментация рынка, нет крупных игроков, а есть много мелких, и часть из них имеют специфику. В данном случае борьба с нашими партнерами вышла за рамки закона и привела к значительному материальному ущербу. В Башкирии партнеры наняли ЧОП, их сотрудники ездили в автобусах Уфа - Месягутово, чтобы обеспечить безопасность, - говорит РБК-Уфа директор сервиса Яндекс.Автобус Михаил Томшинский.
Основное недовольство конкурентов вызвала ценовая политика партнеров Яндекс.Автобусов - раньше билеты до Месягутово стоили 400-500 рублей, новый сервис предлагал по 100 рублей.
- Даже существующий уровень цен позволяет выводить бизнес партнёров на самоокупаемость. При цене билета в 100 рублей и загрузке автобуса на 80-100% перевозчик не работает в убыток. В будущем, вероятно, цены могут корректироваться, но не до стоимости 500 рублей за билет. Кроме того, применяется механизм динамического ценообразования, который также используется авиакомпаниями. Цена зависит от того, в какой момент покупаешь билет. То есть билеты по 100 рублей останутся, если покупать их заранее. И нашим партнёрам-перевозчикам так проще планировать логистику, - говорит Михаил Томшинский.
Проблемы с заходом на рынок ранее испытывали и другие федеральные перевозчики, особенно, когда речь шла о небольших городах. По словам участников рынка, цены после этого действительно шли вниз.
- В Башкирии довольно дикий рынок транспортных услуг, который болезненно реагирует на приход более цивилизованно действующих игроков. Мы столкнулись с этим, когда заходили в Ишимбай, - рассказывает партнер Gett Артур Садыков. - Водителей, которые начали сотрудничать с нами, целый месяц запугивали. А потом от угроз перешли к действиям – сожгли машину, обклеенную рекламой Gett. Больше всего было жаль владельца – машина в кредит, трое детей, жена работает в детском садике. Полиция неплохо сработала – дали понять местным, что действовать такими методами не стоит: и обыски были, и деятельность конкурентных служб такси приостанавливали, расследуется уголовное дело.
По словам представителя компании, после того, как Gett закрепился на рынке, конкурентам пришлось менять ценовую политику и условия работы водителей. В итоге выиграли жители Ишимбая – проезд по городу стал дешевле и у них появился выбор, как вызывать такси: через приложение или по телефону.
Маршруты перераспределят
Как рассказал председатель республиканского госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству Тимур Мухаметьянов, доля нелегальных перевозчиков в 2017 году на межмуниципальных маршрутах составила 38%, в день они перевозят более 35 тысяч пассажиров. При этом около 400 населенных пунктов, населением свыше ста человек, не имеют доступа к общественному транспорту. Как рассказывал РБК-Уфа, для решения этой проблемы Госкомтранс в марте планирует завершить подготовку новой маршрутной сети. Ведомство предлагает новый формат конкурсов, где один лот будет включать в себя три выгодных маршрута и два маршрута, которые перевозчик в силу нерентабельности не взял бы в свое обслуживание.
- Любой инструмент, который дает возможность безопасно доехать на исправном техническом средстве и с минимальными временными затратами, пойдет на пользу конкурентной среде, чтобы у людей был выбор, где лучше, дешевле и комфортнее доехать, - считает председатель комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсобрания республики Елена Родина. - При этом, чтобы обеспечить безопасность пассажиров, нужно смотреть на условия договора, где прописана ответственность сторон.
- Есть регулярные перевозки, а есть перевозки по заказу. Во втором случае водитель не имеет права брать деньги и должен быть список пассажиров, то есть они должны ехать по списку: Иванов, Петров, Сидоров. Безусловно, это усложнит работу официальных перевозчиков, которые ездят по маршрутам. Есть какое понятие: добросовестная конкуренция. Кто-то участвует в конкурсах, выполняет определенные условия, а кто-то просто взял, приехал и начал осуществлять перевозки, - считает председатель некоммерческой организации «Ассоциация пассажирских перевозчиков» Наталья Тептерева.