«Л'Этуаль» грозит штраф за рассылку рекламы в Башкирии

Московской компании «Алькор и Ко» (владельцу сети магазинов «Л'Этуаль») грозит штраф за нарушение законодательства о рекламе. Управление Федеральной антимонопольной службы по Башкирии признало письмо жителю республики о скидках в «Л'Этуаль» ненадлежащей рекламой и выдало компании предписание о прекращении рассылки. На основе материалов дела будет возбуждено административное производство. «Алькор и Ко» может обжаловать решение УФАС в течение трех месяцев.
Автор жалобы указывал, что в апреле прошлого года получил на электронную почту письмо о скидках на средства по уходу за кожей, при этом согласия на получение рекламы он не давал. Компания «Алькор и Ко» заявила, что не рассылала рекламу, рассылка была проведена через сервис GetResponse 360 по договору с компанией «Гетреспонз Рус», а электронный адрес получателя рекламы не числился в их базе.
Тогда к делу привлекли московскую компанию «Лиситея» (бывшее ООО «Гетреспонз Рус»). Она указала, что компания «Алькор и Ко» была ее клиентом с сентября 2015 года по август 2024 года. При этом «Лиситея» лишь предоставляла ей инструмент для отправки сообщений, не являлась отправителем рекламных сообщений и не несла ответственности за наличие согласия на рассылку.
УФАС изучило договор между сторонами, признало, что рекламораспространителем была компания «Алькор и Ко», и прекратило дело в отношении «Лиситеи». При этом факт получения согласия на получение рекламы отправитель не доказал.
«Статус рекламораспространителя в случае распространения рекламных сообщений по сети электросвязи фактически имеет лицо, по чьей инициативе происходит рассылка, то есть заказчик, инициировавший рекламную рассылку в рамках соответствующего договора. Лица, предоставляющие техническую возможность для заказчика направлять сообщения и самостоятельно не определяющие конечных абонентов, не признаются рекламораспространителями», — говорится в решении УФАС.
ООО «Алькор и Ко» зарегистрировано в ноябре 2002 года в Москве. Учредителями выступают зарегистрированная на Кипре компания «Лету холдингс лимитед», Татьяна Володина, Владимир Семенда и Алексей Кокарев. По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, выручка компании в 2023 году составила 85 млрд руб., чистая прибыль — 6,2 млрд руб.
Генеральный директор Национальной юридической компании «Митра», член Совета «Международной ассоциации юристов и консультантов» Юрий Мирзоев считает, что шансы «Алькор и Ко» оспорить решение УФАС минимальны, так как факт рассылки без согласия доказан.
«Компания не доказала наличие согласия получателя на рекламу, что является ключевым обстоятельством по данной категории дел. Штраф за нарушение законодательства о рекламе может составить до 500 тыс. руб. согласно ст. 14.3 КоАП РФ. Увеличение числа подобных дел в Башкирии может быть связано с активностью местного управления ФАС и/или увеличением жалоб от граждан. Федеральный тренд на ужесточение контроля за рекламными рассылками также наблюдается: ФАС России усиливает контроль за соблюдением законодательства о рекламе, особенно в части получения согласия на рассылку. Это обусловлено стремлением защитить права потребителей от навязчивой рекламы в связи с усилением защиты персональных данных и борьбой со спамом», — говорит эксперт.
Старший юрист юридической компании a.t.Legal Илья Пасенко считает, что УФАС правомерно указало, что компания «Алькор и Ко» должна нести ответственность за распространение рекламы без согласия потребителя.
«При таких обстоятельствах шансов оспорить решение антимонопольного органа достаточно мало. Сам пострадавший потребитель также вправе обратиться в суд за взысканием ущерба, причиненного ему ненадлежащей рассылкой. В последнее время наблюдается увеличение числа аналогичных дел, однако это связано в большей степени с активностью самих рекламодателей, стремящихся увеличить охваты рекламы, а также с распространением онлайн-продаж. Антимонопольная служба регулярно выявляет подобные нарушения, применяя давно сформировавшиеся подходы к правовому регулированию», — говорит он.