Эксперты оценили план мэрии Уфы по борьбе с бедностью до 2030 года
Администрация Уфы обнародовала план мероприятий до 2030 года, направленных на снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Документ, подписанный главой города Сергеем Грековым, опубликован на сайте администрации.
Средняя зарплата — под 70 тысяч
В плане содержатся три основные задачи — повышение доходов граждан, стабилизация цен и развитие системы социального контракта. В рамках этих задачи в предстоящие девять лет предлагается осуществлять 16 мероприятий с целевыми показателями. В частности, среднемесячная номинальная зарплата работников организаций города в 2030 году должна достичь 69,8 тыс. рублей. Рост зарплаты в подведомственных предприятиях администрации столицы к тому же времени должен составить 102%. А объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 2030 году — вырасти до 305,6 тыс. рублей против нынешних 84,9 тыс. рублей.
Доктор экономических наук, ректор Института развития образования Башкирии Азат Янгиров в разговоре с РБК Уфа назвал этот документ рабочим, а поставленные цели — достижимыми.
«Я считаю, что для Уфы этот документ будет рабочим. Столица относится к муниципалитетам с мощной финансовой базой. Мы знаем, что около 40% экономики республики аккумулировано в Уфе. Есть мощная налогооблагаемая база, есть ресурсы, которые позволяют реализовывать этот план. То, что этот план появился сейчас, это хороший знак, это свидетельство профессионального подхода к менеджменту Уфы. Он будет ориентировать чиновников на достижение целей и позволит четче управлять районными администрациями Уфы и, соответственно, достигнуть поставленных целей», — сказал Янгиров.
Экономист Азамат Барлыбаев считает, что плану недостает описания текущего положения дел — оценки доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, состояния экономики города и других показателей.
«Прежде всего отмечу отсутствие в документе какой-либо аналитической информации относительно количества жителей города Уфы с доходами ниже прожиточного минимума и соответствующего показателя с текущей оценкой этих данных и прогнозом до 2030 года, которые позволили бы спрогнозировать успешность реализации мероприятий этой программы. То есть в том виде, в котором представлена данная программа, понять ее цели и оценить ее результативность на кратко- средне- и долгосрочном горизонте не представляется возможным», — сказал эксперт.
Главный аналитик ГК «АЛОР» Алексей Антонов в разговоре с РБК Уфа предположил, что перечисленные в плане мэрии показатели — скорее целевые ориентиры и относиться к ним нужно осторожно, поскольку нет уверенности в том, что они будут достигнуты. Чиновники отталкиваются от определенных критериев и инфляционной статистики, в то время как реальная экономическая картина может сформировать более жесткие условия, считает эксперт.
«Безусловно, полная реализация мер по повышению темпов роста доходов над темпом роста инфляции может дать определенный положительный результат. Однако это, скорее всего, в первую очередь коснется сотрудников бюджетных и подведомственных организаций, где такая индексация будет проводиться согласно установленному графику, в то время как частный бизнес, несмотря на усилия властей, по-прежнему принимает решения о повышении заработной платы исключительно исходя из экономических соображений. А в силу того, что стоимость услуг, товаров и ресурсов растет опережающими даже официальную инфляцию темпами, ожидать последовательного роста доходов трудового населения не представляется возможным», — говорит Антонов.
Скептически оценивает планы городских властей и экономист Всеволод Спивак. Он указал, что заложенные в документе показатели роста зарплат даже при нынешних темпах инфляции недостаточны.
«Документ носит абсолютно формальный характер. К примеру, в план преодоления бедности заложен рост номинальной заработной платы на 30% до 2030 года. Это означает среднегодовой рост номинальной зарплаты (с учетом сложения процентов) на уровне примерно 3% в год. При нынешней инфляции более 8% в год и прогнозируемой инфляции следующего года на уровне более 4% (это если оптимистично), приведенные показатели означают фактическое продолжение снижения доходов населения», — говорит Спивак.
Борьба с «теневой» занятостью
В плане борьбы с бедностью содержатся также меры по снижению теневой занятости и противодействию «серым» зарплатным схемам. В частности, столичные власти намерены «размещать публикации о негативных последствиях сокрытия фактической заработной платы и ведения “теневого” бизнеса», а также «проводить разъяснительные работы и беседы с работниками и работодателями по вопросам соблюдения трудового законодательства о работодателях». Однако такие меры недостаточны сами по себе без решения других проблем бизнеса, считают эксперты.
«Мероприятия по разъяснительным работам относительно негативного эффекта от “получки в конверте” в том числе за счет активной агитации в СМИ можно оценивать позитивно. Однако эти меры с высокой вероятностью не смогут снизить процент занятого в “теневой” экономике населения, поскольку уровень зарплат, предлагаемый такими работодателями, может быть выше среднего, так как отсутствие необходимости выплачивать социальные взносы и часть налогов позволяет держать оклад на более высоком уровне. Соответственно, властям, помимо перечисленных мер, следует бороться с проблемой на более фундаментальном уровне, а именно создавать более привлекательные условия для бизнеса», — сказал Алексей Антонов.
«Борьба с “серой” заработной платой — мероприятие, которое приведет лишь к росту официальной заработной платы, которая будет отражаться в отчетах. При этом в краткосрочном и среднесрочном периоде это вызовет только падение реальных доходов, так как рост налоговой нагрузки в результате обеления приведет к снижению реальной заработной платы работников», — уверен Всеволод Спивак.
Как сообщал РБК Уфа, по итогам первого квартала 2021 года количество домохозяйств с высоким достатком в Башкирии сократилось на 45,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Если на начало позапрошлого года в республике проживало 47,8 тысячи семей, которые ни в чем себе не отказывали, то в 2021 году таковых осталось лишь 26,2 тысячи. По доле богатых семей Башкирия находится на 15 месте среди регионов. В республике из 1,4 миллиона домохозяйств 2,5% считают себя состоятельными.