Выдача автокредитов в Башкирии упала на 11% после пяти месяцев роста
В Башкирии в сентябре было выдано 2,1 тыс. автокредитов, что на 11% меньше, чем в августе 2022 года. До этого в регионе фиксировали рост показателя пять месяцев подряд, следует из данных Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Республика осталась на шестом месте среди регионов РФ по числу выданных на покупку машин кредитов.
В целом по стране выдача автокредитов также сократилась после пяти месяцев непрерывного роста. В сентябре было выдано 52,7 тыс. таких займов, что на 7,3% меньше, чем месяцем ранее. По сравнению с сентябрем прошлого года снижение оказалось еще более значительным — на 37,1%, по сравнению с досанкционным февралем 2022 года выдача сократилась на 27,3%.
Больше всего автокредитов в сентябре оформили жители Москвы (3,26 тыс.), Московской области (2,95 тыс.), Санкт-Петербурга (2,66 тыс.), Татарстана (2,58 тыс.) и Краснодарского края (2,34 тыс.). Наиболее заметно выдача кредитов на покупку авто сократилась в Кузбассе (на 15%), в Тюменской (на 13,5%) и Челябинской (на 12,9%) областях. В ряде регионов показатель, наоборот, вырос, заметнее всего в Ставропольском крае (на 8,5%), Тверской (на 5,8%) и Оренбургской (на 2,6%) областях.
В апреле—августе рост выдачи автокредитов объяснялся снижением ключевой ставки ЦБ РФ и последовавшим сокращением рыночных ставок, отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
«В настоящее время, помимо вышеупомянутых факторов, серьезное влияние на выдачу автокредитов оказывает возобновившаяся в июле государственная программа льготного автокредитования, а также динамично развивающееся кредитование на рынке подержанных автомобилей. При этом по-прежнему автокредиты выдаются, прежде всего, заемщикам "хорошего кредитного качества", значение персонального кредитного рейтинга которых находится на достаточно высоком уровне», — отметил эксперт.
Старший преподаватель кафедры банковского дела Университета «Синергия» Андрей Сироткин отметил, что пятимесячный рост автокредитования также был связан с тем, что начало спецоперации стимулировало россиян инвестировать средства в покупку авто.
«Люди понимают, что военные действия всегда приводят к повышению инфляции, и естественно, что первый вопрос, который стоит перед ними, — это поиск инструментов для вложения. Автомобили, которые в конце февраля — начале марта еще не так сильно подорожали, были одним из перспективных способов инвестиции. У кого не хватало денежных средств, те как раз и брали автокредит. Позднее целый ряд автопроизводителей сообщил о том, что они приостанавливают производство в РФ, а некоторые вообще уходят из страны. Ценник на автомобили достиг заоблачных высот, и теперь большинство людей просто не могут позволить себе автомобили, в том числе в кредит. По этой причине кредитование начало снижаться. Не говоря уже о том, что автосервисные предприятия столкнулись со значительным повышением стоимости обслуживания автомобилей», — говорит эксперт.
Андрей Сироткин отметил, что на показатели сектора повлияло ужесточение политики банков и страховых компаний, а также объявление частичной мобилизации. Эксперт полагает, что позитивных изменений в сегменте до конца года ждать не стоит, даже несмотря на программу поддержки автокредитования.
Как сообщал РБК Уфа, в августе в Башкирии было выдано 2,33 тыс. кредитов на покупку машин, что на 10,2% больше, чем в июле. При этом показатель был на 8% ниже, чем в досанкционном феврале. В марте выдача автокредитов в республике резко сократилась — число кредитов снизилось на 73,7% по сравнению с февралем, с апреля показатель начал расти.
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе ВКонтакте.