Уфимский трамвай «спасут» 26,4 млрд рублей
26,4 миллиарда рублей необходимо городу для комплексной модернизации трамвайной сети города. На эти средства муниципальной управление электротранспорта планирует до 2033 года построить более 83 километров новых путей, что позволит в два с половиной раза увеличить пассажиропоток и втрое увеличить выручку предприятия. Такие цифры приводятся в концепции МУЭТ по развитию трамвайной сети (копия есть в распоряжении редакции).
Трамвай пойдет по всему городу
Всего планируется четыре этапа. В первый (2016-2018) годы предполагается проложить 21,4 километра рельсовых путей: сделать линии в центре от улицы Свердлова до бульвара Ибрагимова (планируется, что этот участок пройдет по улицам Заки-Валиди и Цюрупы), соединить Мингажева и Шафиева, построить линию от Шафиева до парка Калинина, а также закольцевать Черниковку, пустив трамвай от Интернациональной до Вологодской и от Трамвайной до Донского. На все это необходимо 9,4 миллиарда.
Второй этап (2018-2021 годы) подразумевает три больших стройки: соединить Революционную и бульвар Ибрагимова, бульвар Саид Галеева с Менделеева, а также построить 34-километровую дорогу от Менделеева до поселка Булгаково. Планируемая стоимость 7,2 миллиарда.
Третий и четвертый этапы (2021 -2033 годы) – включает в себя пять объектов. Строительство дороги по набережной от Каменной переправы до железнодорожного вокзала, соединение Госцирка и улицу Трамвайной по Блюхера, стадиона Гастелло с бульваром Баландина в Инорсе, Сипайлово и Инорсом (через мост, стоимость которого не входит в смету расходов), и Сипайлово с Российской. Стоимость последнего этапа 1,2 миллиарда.
В результате, по задумке разработчиков проекта, электротранспортом будет обеспечены все районы города, трамвайная сеть снова станет единой и добраться с южной части города до северной можно будет без пересадок.
400 трамваев заменят 9000 «газелек»?
Генеральный директор МУЭТ Аскар Фазлыев назвал РБК-Уфа четыре преимущества электротранспорта, из-за которых не стоит отправлять трамваи на свалку истории.
- Электротранспорт несет социальную нагрузку, обеспечивая социально незащищенные слои населения возможностью мобильно передвигаться по городу. Средняя стоимость поездки – 10 рублей, регулирует свои цены и «Башавтотранс», поэтому ни один частный перевозчик не может сильно поднимать цены на таком рынке.
- Это самый экологичный и безопасный вид транспорта. Развитие электротранспорта позволяет в разы сократить количество выхлопов углекислого газа и разных примесей. А поскольку трамвай едет по выделенной полосе, вероятность столкновения с другим транспортом минимальна.
- Пропускная способность у трамваев – вторая после метро. 400-600 трамвайных единиц транспорта позволяют полностью отказаться от 9000 малогабаритных нелегальных автобусов, которые ездят сейчас по городу. Это позволит разгрузить дороги для автомобилистов.
- Трамвай снижает нагрузку на содержание дорог. Прокладывать рельсы – дорогое удовольствие. Но если при наших климатических условиях срок службы асфальта – пять лет, то правильно уложенные трамвайный линии имеют гарантию 25, а в некоторых случаях и 50 лет.
Пока не нашли даже 50 миллионов
Красивые планы сталкиваются с суровой реальностью, в первую очередь, финансовой. Ранее РБК-Уфа писал, что работа МУЭТ является планово убыточной и невозможна без крупных бюджетных дотаций. В текущем году на субсидии организациям электротранспорта из бюджета Уфы в 2014 году планируется выделить 443 млн рублей. Крупные инфраструктурные проекты бюджет города «потянуть» не может.
Так, по нашим данным, анонсированное в этом году открытие троллейбусной линии между Сипайлово и Инорсом, вероятнее всего не состоится, хотя большая часть работ уже выполнена и на их полное завершение осталось выделить 50 млн рублей. Этих средств в бюджете города не нашли.
Дешевых кредитов от европейских банков больше нет, привлечение кредитов в отечественных финансовых организациях увеличивает стоимость проекта в разы, а частным инвесторам такой проект в черте города малоинтересен, так как практически не окупается.
Есть и второй момент. По информации РБК-Уфа, утвержденный план развития трамвайных путей реализовать на практике чрезвычайно сложно, так как земельные участки в города давно распределены. Например, провести трамвайный пути от Госцирка до Комсомольской планировали мимо кинотеатра Искра, но эти участки зарезервированы под расширение постройки. Самый удобный и дешевый способ провести трамвайные пути в Сипайлово - мимо торгового центре «Планета», но на участке, где по плану проходила бы дорога, уже строится очередной магазин. Загородная земля на пути до Булгаково тоже давно поделена. «Можно было бы построить тоннели, но это увеличивает стоимость в разы», - говорит источник РБК-Уфа.
По мнению эксперта межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимира Валдина, городской транспорт как система не может рассматриваться как источник прибыли в чистом виде. Основная его задача – обеспечивать мобильность и повышать количество людей, которые проезжают определенное расстояние за определенное время. Если изменения положительно повлияют на мобильность, в них есть смысл, если же вкладывать только в новые составы, которые будут ездить на старых рельсах, то смысла в таких преобразованиях нет.