Минтранс проследит за использованием приватизированных портов Башкирии

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Башкирии будет следить за использованием портов и портовой инфраструктуры, переданных в частные руки. Премьер-министр правительства республики Андрей Назаров утвердил порядок осуществления контроля за исполнением обязательств после приватизации объекта речного порта. Минтранс определен уполномоченной организацией для проведения проверок.
«Обязательства по использованию объекта речного порта предусматриваются в качестве существенного условия в решении об условиях приватизации объекта, а также в договоре купли-продажи объекта», — говорится в постановлении.
Это значит, что новый собственник при покупке речного порта должен подписать обязательство о том, что объект будет использоваться по назначению — для обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Контроль за эксплуатацией портов по назначению будет осуществляться в формате выездных или документарных плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки будут проходить не больше 20 дней, внеплановые — не больше десяти дней. Во время инспекций сотрудники Минтранса должны проверять соответствие использования портовой инфраструктуры ее назначению, сохранность приватизированного имущества и проводить «визуальный осмотр» порта. Первую проверку будут проводить через год после продажи объекта, следующие — через каждые три года.
Владельцев будут предупреждать не позднее чем за три дня до плановой инспекции и за 24 часа — до внеплановой. Собственники должны беспрепятственно пропускать проверяющих на объекты при предъявлении удостоверения и приказа о проведении проверки. При несогласии с результатами проверки владельцы могут обжаловать их в суде. В свою очередь, Минтранс сможет инициировать процедуру возврата порта в собственность республики, если будут обнаружены грубые нарушения.
РБК Уфа направил запросы в Минтранс и Минземимущество республики.
Новые правила контроля за приватизированными портами Башкирии создают реальные проблемы для инвесторов, считает управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров.
«Хотя цель — следить, чтобы порты работали как положено, частые проверки — каждые три года плюс внеплановые — и короткие сроки уведомления — иногда всего за сутки — это лишняя нагрузка на бизнес. Это явно идет вразрез с обещаниями властей сократить давление проверок. Особенно тревожит, что критерии проверок (визуальный осмотр, сохранность имущества) слишком размыты. Это дает чиновникам много свободы в толковании и может привести к необоснованным претензиям. Для портов как экологически значимых объектов отсутствие четких “зеленых” правил в рамках этих проверок является дополнительным риском. А угроза отобрать порт обратно за грубые нарушения является серьезным сигналом для инвесторов, так как вкладываться в такие объекты становится рискованно, что может охладить интерес к приватизации в регионе», — говорит Жаров.
В 2024 году в Башкирии изменили порядок приватизации объектов речных портов. Причалы, перегрузочные комплексы и другое имущество будут передаваться в частные руки по итогам конкурсных процедур и только при условии их использования по назначению, то есть для обслуживания пассажиров и судов, для погрузки, приема, хранения грузов и других работ. Осенью прошлого года Госсобрание — Курултай также утвердило поправки, которые позволяют приватизировать портовые объекты за 1 руб., если они находятся в неудовлетворительном состоянии, а новый собственник обязуется их восстановить.