В Башкирии разрешили приватизировать объекты речных портов за ₽1
Депутаты Госсобрания Башкирии внесли изменения в республиканский закон «О приватизации государственного имущества», упрощающий продажу речных портов, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Такие объекты можно будет выставлять на торги по начальной цене 1 руб. — аналогично порядку реализации находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов культурного наследия. В ноябре 2023 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, предусматривающий возможность приватизировать причалы, перегрузочные комплексы и др. по начальной цене 1 руб.
Внесенный правительством Башкирии на рассмотрение законопроект был одобрен Госсобранием в первом чтении в июне. К моменту рассмотрения в окончательном чтении поправок не поступило.
Зампредседателя комитета по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям парламента Юрий Рудаков сообщил, что документ был подготовлен в рамках актуализации республиканского законодательства — принятые изменения в федеральный закон о приватизации государственного имущества установили возможность продажи речных портов по начальной цене 1 руб. Закон упростит процедуру приватизации и ускорит вовлечение в оборот объектов речных портов республики.
Поправки к закону о приватизации государственного имущества, позволяющие продавать речные порты по стартовой цене 1 руб., представляют собой значительное изменение в подходе к управлению государственными активами, сообщил РБК Уфа управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров. С юридической точки зрения такие изменения могут быть законными, если они соответствуют федеральному законодательству и не нарушают права третьих лиц, отмечает эксперт.
«Логика заключается в стремлении ускорить процесс приватизации и вовлечь объекты в экономический оборот, что может быть полезно для региона. Однако с правовой точки зрения можно выразить обеспокоенность по поводу прозрачности и честности конкурсных процедур. Возможность приватизации объектов в неудовлетворительном состоянии также вызывает вопросы о том, как будет обеспечено их дальнейшее использование и ремонт. Оспорить поправки можно будет, если будут выявлены нарушения процедурных норм или прав граждан и юридических лиц», — сказал Жаров.
Важно также учитывать, что контроль за исполнением обязательств возложен на Минтранс, что может вызвать дополнительные юридические вопросы относительно его полномочий и механизмов контроля, добавил юрист.
Как сообщал РБК Уфа, причалы, перегрузочные комплексы и другое имущество будут передаваться в частные руки по итогам конкурсных процедур и только при условии их использования по назначению: для обслуживания пассажиров и судов, погрузки, приема, хранения грузов и других работ. Те из них, что находятся в неудовлетворительном состоянии, новый владелец будет обязан также отремонтировать. Требования будут распространяться и на следующих собственников объектов в случае их перепродажи.
Контролировать исполнение обязательств по таким объектам уполномочен региональный Минтранс. Министерство сможет инициировать иски об изъятии объекта посредством выкупа при нарушении собственником требований.