Дефляция в Башкирии сохранилась, несмотря на рост спроса и слабый рубль
Сохраняющаяся второй месяц годовая дефляция в Башкирии объясняется ростом предложения на продуктовом рынке, а ее замедление — повышением потребительской активности в непродовольственном сегменте и снижением стоимости рубля. Об этом сообщили в пресс-службе Национального банка республики — отделения Центрального банка России.
«На динамику стоимости непродовольственных товаров повлияли некоторое повышение потребительской активности и ослабление рубля в предыдущие месяцы. Кроме того, динамика цен в этом сегменте продолжала находиться под влиянием статистического эффекта высокой сравнительной базы прошлого года. По этим причинам замедлилось снижение цен на электронику и новые иномарки, ускорилось удорожание новых отечественных и подержанных импортных автомобилей», — сказал экономист Нацбанка РБ Алмаз Габдуллин.
Как сообщал РБК Уфа, средний уровень потребительских цен в республике в мае 2023 года снизился на 0,06% по сравнению с маем 2022 года. В апреле снижение составляло 0,6% год к году. В марте цены повышались на 0,74%, а в январе и феврале — на 10,81% и 9,66% соответственно.
По данным экспертов Нацбанка РБ, на снижение розничных цен в апреле и мае повлияли не только эффект низкой базы (на фоне резкого повышения стоимости потребительских товаров в апреле—мае прошлого года), но и сопутствующие факторы. Так, в мае продолжилось снижение стоимости продуктов питания — на 1,88% против 1,46% в апреле. На это повлияли в том числе рост предложения отдельных групп товаров (сезонной плодоовощной продукции) и уменьшение издержек у производителей.
Из-за хорошего урожая ранних овощей и фруктов в странах ближнего зарубежья — Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане и Азербайджане — растет их предложение на российском рынке. Увеличиваются также производственные мощности республиканских производителей молока и мяса. А за счет высокого урожая зерновых и масличных культур в 2022 году сократились цены на муку и растительное масло.
Снижение цен на непродовольственные товары было еще более заметным — на 3,55% в мае против 4,6% в апреле. В прошлом году рост стоимости товаров длительного пользования постепенно замедлялся после спада ажиотажного спроса весной. При этом дополнительное проинфляционное давление оказали рост спроса на смартфоны и компьютеры и снижение курса рубля в предыдущие два месяца. Продолжают расти цены и на автомобили, как новые, так и подержанные, отечественные и зарубежного производства. Это связано с тем, что спрос на машины сохраняется, а предложение еще не восстановилось.
Услуги стали единственным из трех сегментов, в котором рост цен в апреле и мае сохранялся — на 6,7% и 8,03% соответственно. Эксперты объясняют это повышением спроса на туристические путевки и авиабилеты с началом сезона в мае. Вместе с увеличением стоимости путевок на средиземноморские курорты растут цены и на перелеты внутри России — к черноморскому побережью, а также в страны Закавказья и Средней Азии.
Доцент департамента экономической теории Финансового университета при правительстве РФ Петр Арефьев сообщил РБК Уфа, что дефляционная спираль, когда снижение цен приводит к замедлению торговли, закрытию производств и масштабному кризису, российской экономике не угрожает. Нынешнее явление — скорее кратковременное снижение средних цен в перспективе нескольких месяцев, говорит эксперт.
«За год дефляция у нас никогда не фиксировалась, а по месяцам — да, фиксировалась несколько раз. Скорее всего, это связано с сезонностью, снижением цен на продукты. Если же брать в целом дефлятор валового внутреннего продукта, посмотреть цены на все товары и услуги, скорее всего, дефляции мы не увидим. Дефляция может быть опасна тем, потребители начинают откладывать покупки. Возникает проблема с совокупным спросом. Предприниматели испытывают проблемы со сбытом, они начинают увольнять работников, снижать цены на свои товары. Это вызывает новый виток снижения цен. Но в такую дефляционную спираль российская экономика никогда не входила и сейчас не войдет», — сказал Арефьев.
По словам эксперта, у непродолжительного снижения среднего уровня цен есть и положительные эффекты. Один из них — охлаждение рынка потребительского кредитования и, соответственно, рост ценности денег.