Из-за пандемии Башкирия вошла в топ-10 регионов по дефициту бюджета
58 из 85 российских регионов — около 70% — по итогам 2020 года превысили свои расходы над доходами. Башкирия вошла в число регионов с самым высоким дефицитом бюджета по итогам 2020 года, следует из предварительной информации Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета субъектов РФ на 1 января 2021 года (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердил региональный чиновник).
В абсолютном выражении дефицит в регионе составляет 37,7 млрд рублей. Его отношение к величине фактических доходов консолидированного бюджета региона с учетом федеральных трансфертов равно -14%. Относительные показатели для всех субъектов РФ рассчитали эксперты агентства «Национальные кредитные рейтинги» (входит в холдинг РБК) на основе данных Казначейства от 15 января 2021 года.
Как следует из публикации РБК, Башкирия по этому показателю располагается за Кемеровской (-21%) и Тюменской областями (-20%) и Удмуртией (-16%). Помимо республики значение -14% зафиксировано в Ямало-Ненецком АО и в Архангельской области. За ними следуют республики Коми и Хакасия, Пермский край и Челябинская область, где относительный показатель дефицита бюджета составляет -12%.
Совокупный дефицит бюджетов российских регионов по итогам пандемийного 2020 года достиг 762,2 млрд руб., что составляет 5% от совокупного объема их бюджетных доходов.
Главный научный сотрудник Института социальной политики РАНХиГС Наталья Зубаревич, на доклад «Год ковида: предварительные итоги десятилетия» фонда «Либеральная миссия» которой ссылается РБК, отмечает, что основные экономические и бюджетные риски пандемийного 2020 года для регионов понятны — это деградация сервисной экономики крупных городов, снижение конкурентоспособности и прибыльности экспортных отраслей промышленности, краткосрочность поддержки безработных при низком спросе на рабочую силу на региональных рынках труда, снижение доходов населения.
По данным эксперта, объем выпадающих (недополученных) собственных доходов Башкирии в январе — октябре 2020 г. составил -23,5 млрд рублей, а сумма дополнительных трансфертов (относительно января — октября 2019 г.) — 33 млрд. руб. Кроме того, она относит республику к числу «отличников» по выполнению KPI по расходам при небольшом росте доходов.
Фактические доходы республики составили 261,2 млрд рублей, при планах в 248,8 млрд рублей, фактические расходы — 298,9 млрд рублей при планах в 322,1 млрд, следует из предварительных данных Федерального казначейства.
Госдолг Башкирии вырос в номинальном выражении на 5,5 млрд рублей с 13,5 млрд рублей в 2019 году до 19 млрд в 2020 году. В результате субъект отнесли к 10 регионам, где прирост госдолга в номинальном выражении был выше всего. Выше он оказалась только в Санкт-Петербурге (54,9 млрд руб.), Московской области (33,7 млрд), Свердловской (20 млрд) и Томской (10 млрд) областях, Удмуртии (9,2 млрд), а также в Кемеровской (6 млрд) и Ульяновской (5,6 млрд) областях.
Как ранее комментировал РБК Уфа премьер-министр правительства РБ Андрей Назаров, бюджеты республики на 2020 год и 2021 год «достаточно напряженные» в связи с тем, что основные налогоплательщики существенно снизили объем оплаты налогов, в первую очередь, налога на прибыль, поскольку столкнулись со сложной ситуацией и многие ограничены другими соглашениями.
«Это конечно снизило поступления в бюджет республики на 15,6%, а расходы наши в связи с затратами на коронавирус, на здравоохранение увеличились на 18%, что делает напряженной в целом финансовую ситуацию, но все эти меры и взвешенный подход к финансовым действиям, я уверен, дадут возможность пройти достаточно стабильно период и 2020, и 2021 годов», — подчеркнул он.
По словам старшего научного сотрудника Института стратегических исследований РБ, кандидата экономических наук Азамата Барлыбаева, основным фактором дефицита бюджета явилось значительное увеличение социальных трансфертов населению для сглаживания последствий пандемии и капитальных вложений в объекты здравоохранения.
«Безусловно, основным фактором роста дефицита и госдолга республики является пандемия COVID-19, а также продолжающаяся стагнация российской экономики. Вложения в объекты здравоохранения в текущих условиях носят форс-мажорный характер и не предусматривают создание крупных медицинских кластеров с привлечением частных инвестиций, как это происходит например в Москве при реализации проекта Московского международного медицинского кластера. Поэтому эти расходы, скорее всего, никак не скажутся на финансовой устойчивости региона», — заключил аналитик.
Аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов считает, что если бы региональные власти приняли решение в пользу экономии бюджетных средств, жертв коронавируса в республике было бы больше. «В целом инвестиции в лечебную инфраструктуру положительно влияют на качество человеческого капитала. Рост расходов на медицину и образование считается международным эталоном правильной долгосрочной политики: здоровое население работает более эффективно и долго. С этой точки зрения эффект от строительства инфекционных центров, увеличения числа коек и аппаратов ИВЛ будет позитивно сказываться на благополучии Башкирии еще не один десяток лет. Так же, как сказывается наличие медицинской инфраструктуры, созданной еще в советское время», — пояснил свое видение ситуации аналитик.
Емельянов обратил внимание на то, что рост дефицита в Башкирии был связан с теми же причинами, что у богатой нефтью Тюменской области: объем федеральных трансфертов вырос на меньшую сумму, чем просели сырьевые доходы. Для него очевидно, что следующий год будет годом восстановления экспорта, особенно учитывая ситуацию со слабым рублем. «Даже при текущих относительно невысоких долларовых ценах на нефть бюджеты ведущих регионов будут постепенно возвращаться в докризисное состояние, поскольку сейчас в рублях цены на сырье уже сравнялись с уровнем 2019 года. Иными словами, с наибольшей вероятностью бюджетный дефицит и госдолг Башкирии в этом году будет снижаться либо, если будут расти социальные расходы, незначительно вырастет», — подчеркнул Емельянов.
Член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов отметил, что к числу очевидных факторов, приведших Башкирию к такому результату, относится ее принадлежность к одному из регионов, получающих доходы от продажи сырьевых ресурсов. Между тем основной удар на бюджетные поступления пришелся на весенний локдаун, когда была практически парализована сфера услуг и работа среднего и малого бизнеса, чьи налоговые поступления также важны. Кроме того, властям нужно было создавать оперативные условия для борьбы с распространением COVID-19 при сохранении текущих обязательств по выполнению целей нацпроектов и плана благоустройства территорий в городах.
Эксперт полагает, что Башкирию можно отнести к группе субъектов страны с высоким уровнем долговой устойчивости. За истекший год она нарастила госдолг на 5,5 млрд руб. с 13,5 до 19 млрд руб. «В сравнении, например, со Свердловской или Томской областью это мало — у них прирост в 20 и 10 млрд руб. соответственно. Другой вопрос, сможет ли республика создать для себя комфортный график погашения? Полагаю, что в данном случае 2021 год будет переходным и непростым, но, при грамотном урегулировании вопросов посткризисного восстановления локальной экономики, и этот вопрос будет решаться в позитивном ключе», — сказал Алим Бишенов.