В деле «Русшины» в Уфе нашли незаконно выведенные активы на ₽400 млн
Находящийся под следствием уфимский предприниматель Андрей Смышляев и его родственники в 2016 году незаконно вывели из компании «Русшина-Тюмень» средства на сумму более 400 млн рублей. Об этом говорится в определении Арбитражного суда Башкирии, который рассматривает дело о банкротстве компании.
Суд частично удовлетворил ходатайство одного из кредиторов — ООО «Нокиан шина» о признании недействительными сделок между «Русшина-Тюмень», компаниями «Приват-инвест», «Агро-сила», «Прайз», «Рантье», «Страйк», «Ведучи-95», а также гражданами Валерием Смышляевым, Сергеем Салмановым и другими.
В суде выяснилось, что в 2014–2015 годах директор «Русшина-Тюмень» Андрей Смышляев заключил с компанией договор займа на 406,8 млн рублей. Он должен был вернуть деньги в организацию в 2017 году. Впоследствии «Русшина-Тюмень» уступила права требования долга компании «Приват-инвест», а Смышляев уступил обязанности должника своему отцу Валерию Смышляеву, брату жены Сергею Салманову и подконтрольным им компаниям — «Прайз» и «Агро-сила». Затем родственники официально предъявили свои требования к Смышляеву в рамках судебного иска, но скоро отказались от них. А в качестве отступного перед «Приват-инвест» компании передали 79 объектов недвижимости, в том числе базу отдыха, сельскохозяйственное предприятие и земельные участки в Бирском районе. Объекты недвижимости впоследствии были перепроданы третьим лицам — ООО «Рантье», Мразу Усубяну, Андрею Дудину и Сергею Яковлеву.
«Заинтересованные по отношению к Смышляеву лица передали все ликвидное имущество в пользу ООО “Приват-инвест”, вместо исполнения должнику, таким образом в сделках участвовало имущество аффилированной группы. С помощью инструментов гражданских правоотношений создана схема по “закрытию” прав требований к руководителю с одновременным выводом имущества аффилированных лиц из-под возможности обращения на него взыскания, в том числе в рамках субсидиарной ответственности», — говорится в определении суда.
Таким образом Смышляев сумел вывести из подконтрольной компании средства, с которых должны были уплачиваться долги перед кредиторами, в том числе перед «Нокиан шина». Суд обязал третьи лица вернуть компании «Русшина-Тюмень» объекты в Бирском районе. Они будут использованы для расчетов с кредиторами компании.
Как рассказал РБК Уфа партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Олег Пермяков, в среднем вероятность удовлетворения заявлений об оспаривании сделки в делах о банкротстве предприятий близится к 40–45%. Раньше этот показатель составлял около 30%, указал эксперт.
«Практика оспаривания сделок с имуществом должника — очень распространенное явление. По сути, именно оспаривание сделок составляет основную нагрузку на суд в среднестатистическом банкротстве. Нам даже стали встречаться процедуры банкротства, где оспаривание одной или ряда сделок в итоге проводит к тому, что должник-банкрот не только формально возвращает имущество, но и даже полностью расплачивается с долгами. А у бенефициаров неожиданно появляется желание найти денежные средства и оплатить долги либо сразу, либо в течение двух-трех лет, если заключается мировое соглашение с кредиторами. В данном деле исполнение будет довольно простым, поскольку возвращены объекты недвижимого имущества и их перерегистрация (возврат) сводится к внесению записи в реестре», — говорит Пермяков.
Как сообщал РБК Уфа, в мае и июне 2021 года Арбитражный суд Башкирии арестовал зарубежные активы родственников Андрея Смышляева — виллу площадью 692 кв. м в Италии на озере Комо, моторную яхту Olga и 100% акций компании Averon Property Limited, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Активы были записаны на имя дочери Смышляева Дарины и отца Валерия. Они пытались опротестовать решения в апелляционном и кассационном порядке, но безуспешно.
Сам Андрей Смышляев находится под следствием по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере и преднамеренном банкротстве. По данным следствия, в 2014–2015 годах бизнесмен, являясь учредителем и руководителем организации «Русшина-Тюмень», договорился с компанией-поставщиком «Нокиан Шина» о покупке автошин на сумму 900 млн рублей, однако полученный товар не оплатил. В 2015 году Смышляев, руководивший компанией «Трек», совершил действия, повлекшие неспособность юрлица удовлетворить требования кредиторов на 2,8 млрд рублей. Организацию признали банкротом по решению Арбитражного суда региона в марте 2016 года.