Перейти к основному контенту
Башкортостан ,  
0 

Башкирия наладит поставки катализаторов в Беларусь на 200 млн евро

Башкирские предприятия полностью обеспечили потребности российских НПЗ в катализаторах и начали поставлять их за рубеж
Фото: Мозырский НПЗ
Фото: Мозырский НПЗ

Башкирия собирается поставить в Беларусь 12,6 тыс. тонн катализатора гидрокрекинга нефти. Стоимость контракта с Мозырским нефтеперерабатывающим заводом составит более 200 млн евро за три года. Об этом на форуме «Газ. Нефть. Технологии — 2023» в Уфе заявил директор Ишимбайского химического завода катализаторов (ИСХЗК) Игорь Ренжин.

По словам предпринимателя, в прошлом году на Мозырском заводе заработала новая установка комплексного гидрокрекинга по технологии H-Oil. Теперь белорусская компания ищет поставщика катализаторов, и им может стать башкирское предприятие.

«Это новая технология. До этого на территории России и Беларуси таких установок не было. И данная установка потребляет в год около 4 тыс. тонн катализатора. В настоящее время объявлен тендер на приобретение катализатора для этой установки на три года. Объем закупки превышает 12 тыс. тонн, сумма контракта — более 200 млн евро», — сказал Ренжин.

Руководитель ишимбайского завода попросил поддержки у руководства республики в реализации этого проекта. Глава Башкирии Радий Хабиров, который участвовал в пленарном заседании уфимского нефтегазового форума, заявил, что правительство окажет содействие в заключении контракта с белорусской компанией.

«Оформите письмом обращение к нам, а мы будем работать с правительством Беларуси», — сказал Хабиров.

Игорь Ренжин также рассказал, что в 2022 году российская нефтеперерабатывающая отрасль полностью заместила импорт катализаторов каталитического крекинга. Если до 2013 года включительно лишь 10% катализаторов на предприятиях страны были отечественного производства, а после 2014 года этот показатель вырос до 70–80%, то начиная с прошлого года импортных присадок на российских заводах уже нет.

Вся потребность российских НПЗ в катализаторах этого типа составляет 12 тыс. тонн в год. Между тем два крупнейших производителя — KNT Group в Башкирии (в группу входит и ИСХЗК) и «Газпромнефть каталитические системы» — выпускают совокупно 31,5 тыс. тонн катализаторов в год. При этом на долю башкирских предприятий приходится большая часть — 28 тыс. тонн.

В части катализаторов гидрогенизационных процессов (гидроочистки и гидрокрекинга) российские производители в 2008 году обеспечивали менее 10% всей потребности. В 2022 году на отечественных поставщиков приходилось уже 60% всего производства. Полностью импортозаместить этот сегмент планируется в 2024 году, сообщил Ренжин.

Ученый-исследователь каталитических материалов, заведующий кафедры общей и неорганической химии РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, профессор Алексей Дедов в разговоре с РБК Уфа назвал главные проблемы российского производства катализаторов. По его словам, процесс создания этих веществ — длительный и дорогостоящий. В зависимости от формулы, производство даже опытной партии катализатора может потребовать не одного года работы, а также строительства установок для синтеза, иногда довольно громоздких. Нефтеперерабатывающие компании долгое время не хотели вкладывать деньги в эту отрасль, предпочитая покупать готовые катализаторы за рубежом, говорит эксперт.

«Понимаете, разработкой катализаторов занимается фундаментальная наука. Они создаются в университетах, научных институтах и т.д. А предприятия требуют сразу результата, который можно получить только после пилотных испытаний. У университетов нет такой возможности. То есть нужно вот это промежуточное звено, которое потратит деньги на пилотные испытания, строительство установки и прочее. На все это нужны средства. Это целая наука, которую нужно поддерживать и финансировать. Но компании не спешат это делать», — сказал Дедов.

Как сообщал РБК Уфа, башкирские компании начали активно замещать импортные катализаторы в 2022 году после того, как западные страны ввели жесткие санкции против российского нефтегазового сектора. На прошедшем в мае 2022 года форуме «Газ. Нефть. Технологии» в Уфе был дан старт производству катализаторов гидрокрекинга на предприятии «РН-Кат» в Стерлитамаке. Собственное производство катализаторов позволило башкирскому нефтеперерабатывающему комплексу увеличить выпуск бензинов класса Евро-5.

ООО «Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов» наряду с ООО «Стерлитамакский завод катализаторов» входит в холдинг KNT Group. Компания подконтрольна предпринимателям Эльвиру Рахматуллину, Ильшату Усманову и Айдару Тагирову. Выручка ИСХЗ в 2022 году составила 3,6 млрд рублей, а чистая прибыль — 226 млн рублей. Выручка стерлитамакского предприятия группы в прошлом году достигла 864,2 млн рублей, а чистая прибыль — 42,5 млн рублей.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 29 января
EUR ЦБ: 101,6 (-1,15)
Инвестиции, 18:43
Курс доллара на 29 января
USD ЦБ: 97,97 (+0,83)
Инвестиции, 18:43
Все новости Башкортостан
Депутаты запретят иноагентам «ёрничать» и проводить мастер-классыПолитика, 20:04
Путин заявил о крушении прогнозов «кончины» АвтоВАЗаПолитика, 20:01
«Цифра брокер» дал прогноз по акциям двух российских компаний из сферы ИИИнвестиции, 19:56
Патрушев назвал терактом подрыв и затопление судна Ursa MajorПолитика, 19:53
Власти Уфы хотят построить железнодорожную станцию в микрорайоне «Яркий»Башкортостан, 19:53 
Путин назвал проблему c пересаживанием чиновников на российские машиныОбщество, 19:45
В НАТО обвинили Россию в подготовке убийства главы RheinmetallПолитика, 19:39
Скидка 55% на подписку РБК Pro
Успейте оформить годовой доступ до 29 января
Купить со скидкой
Правящие партии Румынии потеряли голоса после отмены результатов выборовПолитика, 19:37
Как Дания готовит Европу к битве с Трампом за ГренландиюПолитика, 19:31
Нассим Талеб назвал распродажу акций NVIDIA началом падения рынка ИИИнвестиции, 19:26
Стелла Маккартни выкупила долю своего бренда у LVMHБизнес, 19:24
Кокорин заявил о нежелании возвращаться в РоссиюСпорт, 19:18
Два «стратега» Ту-160 совершили полет над Северным Ледовитым океаномПолитика, 19:16
Как менялось время на часах Судного дня. ИнфографикаПолитика, 18:52