Большинство уфимских гимназий и лицеев «не дотягивают» до своего статуса
В Уфе изучат деятельность лицеев и гимназий. Об этом вчера на августовском совещании по образованию рассказала начальник управления образования администрации Уфы Елена Хаффазова. «Мы исходим из того, что инновационные школы, а именно лицеи и гимназии призваны обеспечить высокие показатели аттестации школьников, их победы на олимпиадах, развивать одаренных детей, активно взаимодействовать с вузами». Она отметила, что в числе 16 победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников 11 учеников – из одних и тех же школ: 39, 64 и 153. Это несмотря на то, что в городе работают 42 лицея и гимназии (всего в Уфе 128 учебных заведений среднего звена). Статус гимназии и лицея должен из года в год подтверждаться реальными результатами, а не быть красивой вывеской, считают в мэрии.
Ранее проблему качества обучения поднимала министр образования Республики Башкортостан Гульназ Шафикова на августовском педсовете. Она отмечала невысокие результаты участников школьных олимпиад от Башкирии. В этом году только 2% от общего количества победителей и призеров олимпиад всероссийского уровня были из Башкирии, по Приволжскому округу этот показатель составил 8%. Среди регионов округа Башкирия находится на 6 месте по успешности участия школьников в олимпиадах. По мнению министра, в регионе не хватает комплексного подхода к работе с одаренными детьми: «Мы мало внимания уделяем учебно-тренировочным сборам, не приглашаем ведущих педагогов страны, у нас нет систематического виртуального индивидуального сопровождения одаренных детей».
Как сообщила министр, «с целью исправления данной ситуации на 2017 год предусмотрено в 2,6 раз больше финансовых средств, а один из грантов, направленных на развитие электронного образования, предполагает создание виртуальной образовательной среды для комплексного сопровождения одаренных школьников».
На городском уровне с целью повышения качества образования Елена Хаффазова призвала активно использовать индивидуальные учебные планы и развивать тематические профили школ, причем начинать профильную подготовку уже в средней школе, а не только в старшей, как это происходит сейчас. В качестве положительного примера были приведены инженерный лицей на базе 83 школы, созданный совместными усилиями с УГНТУ, инженерные классы в лицеях 46 и 60, лицей 153 при УГАТУ.
Упор на технические специальности выбран не случайно. По словам главы администрации Уфы Ирека Ялалова, 250-ти промышленным предприятиям, работающим в Уфе (60 из них он назвал инновационными), не хватает квалифицированных кадров. Сегодня меньше половины (46%) выпускников города поступают в технические вузы. Ирек Ялалов отметил, что лучшие школы города, которые на слуху, имеют гуманитарный профиль. По словам мэра, городу не нужно столько маркетологов, юристов и экономистов, как сейчас, а нужны инженеры.
Успехи отдельных школ теряются в общей картине: по сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа в республике с каждым годом увеличивается разрыв между лучшими и худшими школами, так называемый децильный коэффициент неравенства, заявила министр образования Гульназ Шафикова на республиканском августовском педсовете. Необходима поддержка школ со стабильно низкими результатами: повышение квалификации педагогов, пересмотр научно-методического сопровождения учебного процесса, внедрение независимой оценки качества результатов.
«Наша задача – подтягивать «отстающие» учебные заведения до уровня лидеров в части качества образования», - подтвердил РБК-Уфа и заместитель министра образования Филюс Миназов. Растущее неравенство между школами он связал и с различным стилем управления со стороны директоров образовательных учреждений: «В школах-лидерах руководители смогли сформировать коллектив, который обеспечивает хороший уровень преподавания». Что касается материально-технической базы, то она, по словам представителей министерства, также во многом зависит от менеджмента школы: «Законодательство не запрещает некоммерческие партнерства, привлечение спонсорской помощи в рамках юридического поля. Кроме того, закон не запрещает школам оказывать платные услуги. Организация этой работы также зависит от руководителя учебного заведения. Если деньги поступают на внебюджетный счет учреждения, если их использование прозрачно, то такие формы работы даже поощряются – только бюджетных средств всегда недостаточно. Главное – действовать в рамках правового поля и не сводить все к поборам с родителей. Это должны быть строго добровольные пожертвования».
Пока же негативные тенденции в среднем образовании сохраняются. С введением в этом году обязательного выбора двух предметов для аттестации в 9-х классах отмечено резкое снижение результатов по ним. «Со следующего учебного года результаты основного государственного экзамена по выбранным предметам в девятом классе будут влиять на выдачу аттестата. Если они будут как в этом году, то 32% выпускников из-за несдачи биологии не смогут получить аттестат», - волновалась на педсовете министр.