Перейти к основному контенту
Башкортостан ,  
0 

В Уфе придумали, как избавить город от пробок

Инженеры «Уфагорсвета» разработали систему управления светофорами с использованием элементов искусственного интеллекта.
Фото: Олег Яровиков
Фото: Олег Яровиков

Инженеры «Уфагорсвета» разработали систему управления светофоров с использованием элементов искусственного интеллекта. На реализацию проекта нужно более 300 миллионов рублей, которых в бюджете нет. Идет поиск инвесторов.

В конце прошлого года «Уфагорсвет» представил проект создания в столице Башкирии адаптивной автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). По словам разработчиков, такая система ориентировочной способна повысить пропускную способность охваченных ею дорог примерно на 30% с возможностью дальнейшего увеличения.

Как показывает опыт развитых стран, где в городах активно внедряются интеллектуальные системы управления дорожным движением, перенастройка режима горения светофоров на основе текущей транспортной обстановки позволяет существенно увеличить пропускную способность автомагистралей и уменьшить пробки. Эта технология особенно актуальна для Уфы, являющейся третьим по протяженности городом России. Из-за маятниковой миграции жителей спальных районов в центр и северные промзоны ситуация на дорогах резко различается в разные периоды дня. По данным, озвученным на форуме UrbanБайрам, 90% жителей Сипайлово каждый день ездят на работу или учебу в другие части города. Утром дороги работают на выезд, а вечером на въезд. Однако работа светофоров настроена на усредненные показатели, что вызывает пробки и ведет к неэффективному использованию пропускной способности магистралей.

- Существующая в Уфе система управления дорожным движением относится ко второму поколению, где большинство светофоров работает в режиме так называемой календарной автоматики, без учета реальной ситуации на дорогах, - говорит начальник отдела АСУДД МУЭСП «Уфагорсвет» Руслан Яхиббаев. - Режим горения определяется на основе разовых замеров транспортного потока и потому практически не отражает его изменение в зависимости от сезона и времени суток. Комплекты временных таблиц в целом обновляются, по большей части, раз в 3-5 лет.

Дешевле, чем расширять дороги

Создание интеллектуальной системы управления дорожным движением на первом этапе требует завершения модернизации 68 уфимских светофоров. Следующий, наиболее важный и дорогой этап программы предполагает монтаж оборудования, способного точно анализировать дорожную обстановку в режиме реального времени. Для этого на оживленных перекрестках планируется установить детекторы транспортного потока, способные по данным видеокамер анализировать ситуацию на дорогах шириной до 4 полос, днем и ночью передавая точную информацию о количестве проходящих машин. В менее ответственных местах предполагается устанавливать более дешевые отечественные детекторы, использующие инфракрасные датчики. Поскольку адаптивная АСУД потребует передачи больших объемов информации, с чем не всегда справляется беспроводной интернет, между светофорами и центром управления должно быть проложено 120 километров оптоволоконных линий.

Завершающим этапом проекта должна стать закупка специальных программно-вычислительных комплексов, способных на основе текущих данных транспортного потока определять оптимальные режимы горения светофоров, а при необходимости - моделировать дорожную ситуацию, выбирая лучший режим.

- Начало использования специальных программ, рассчитывающих работу светофоров на основе анализа транспортного потока, фактически свидетельствует о том, что для управления дорожным движением в Уфе будет использован искусственный интеллект, - говорит Руслан Яхиббаев. – Программа самостоятельно разрабатывает множество алгоритмов работы светофоров для каждого перекрестка. В зависимости от данных, поступающих с транспортных детекторов, система автоматически включит наиболее подходящий режим. Алгоритм горения красных и зеленых сигналов может меняться десятки и сотни раз в день, обеспечивая максимальную пропускную способность как отдельного перекрестка, так и всех транспортных магистралей, охваченных адаптивной АСУДД.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Система может предупреждать водителей о текущей загруженности дороги через сеть информационных табло, предлагать варианты альтернативных путей, информировать о состоянии дорожного полотна, рекомендуемой скорости и т.п., а также оптимизировать работу общественного транспорта.

Общая стоимость внедрения интеллектуальной системы управления движением на основных автострадах Уфы оценивается в сумму более 300 млн рублей, но это сумма не окончательная и меняется в зависимости от колебаний цен на материалы и оборудование. Пропускная способность охваченных ею дорог, по расчетам, повысится как минимум на 30% с перспективой дальнейшего увеличения. Для того чтобы достичь аналогичного результата путем расширения проезжих частей и строительства новых развязок, требуются гораздо большие суммы, а во многих местах расширение вообще невозможно из-за плотной застройки.

В администрации города согласны с тем, что такая система была бы полезна для Уфы, но пока средства для реализации проекта не выделены. Выходом, возможно, стало бы привлечение инвесторов. Ранее РБК-Уфа писал о том, что республика предлагала инвесторам участие в проекте по установке камер видеонаблюдения на дорогах. Тогда он оценивался в сумму 2,5 млрд рублей. Выгода инвесторов состояла бы в получении определённой доли от штрафов за нарушения. Информации, что желающие поучаствовать в проекте нашлись пока нет.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Все новости Башкортостан
Mango Office выяснил, как изменятся коммуникации сотрудников в 2024 году Компании, 11:00
АвтоВАЗ начал производство Lada в Азербайджане Бизнес, 11:00
Провалы в памяти: когда забывчивость становится тревожным сигналом Pro, 10:57
ЦБ продлил ограничения на перевод средств за границу Финансы, 10:53
Простор и логика: какая квартира подойдет большой семье 10:50
Над Белгородской областью сбили дрон Политика, 10:49
Первый квартал стал рекордным для индекса S&P 500 за 5 лет Инвестиции, 10:43
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
С памятного мемориала у «Крокуса» начали убирать свечи Общество, 10:43
Дефицит людей рождает роботов: как ИИ трудится в российских компаниях Pro, 10:41
Вторая ракетка мира Алькарас сенсационно проиграл в 1/4 финала в Майами Спорт, 10:40
Третий фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал арест Общество, 10:40
Глава «Росгеологии» — о новых подходах к разведке полезных ископаемых Отрасли, 10:38
Как устроены экосистемы крупных страховых компаний Отрасли, 10:35
Стоит ли покупать дачу в Подмосковье весной 2024 года Недвижимость, 10:33