В Уфе придумали, как избавить город от пробок
Инженеры «Уфагорсвета» разработали систему управления светофоров с использованием элементов искусственного интеллекта. На реализацию проекта нужно более 300 миллионов рублей, которых в бюджете нет. Идет поиск инвесторов.
В конце прошлого года «Уфагорсвет» представил проект создания в столице Башкирии адаптивной автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). По словам разработчиков, такая система ориентировочной способна повысить пропускную способность охваченных ею дорог примерно на 30% с возможностью дальнейшего увеличения.
Как показывает опыт развитых стран, где в городах активно внедряются интеллектуальные системы управления дорожным движением, перенастройка режима горения светофоров на основе текущей транспортной обстановки позволяет существенно увеличить пропускную способность автомагистралей и уменьшить пробки. Эта технология особенно актуальна для Уфы, являющейся третьим по протяженности городом России. Из-за маятниковой миграции жителей спальных районов в центр и северные промзоны ситуация на дорогах резко различается в разные периоды дня. По данным, озвученным на форуме UrbanБайрам, 90% жителей Сипайлово каждый день ездят на работу или учебу в другие части города. Утром дороги работают на выезд, а вечером на въезд. Однако работа светофоров настроена на усредненные показатели, что вызывает пробки и ведет к неэффективному использованию пропускной способности магистралей.
- Существующая в Уфе система управления дорожным движением относится ко второму поколению, где большинство светофоров работает в режиме так называемой календарной автоматики, без учета реальной ситуации на дорогах, - говорит начальник отдела АСУДД МУЭСП «Уфагорсвет» Руслан Яхиббаев. - Режим горения определяется на основе разовых замеров транспортного потока и потому практически не отражает его изменение в зависимости от сезона и времени суток. Комплекты временных таблиц в целом обновляются, по большей части, раз в 3-5 лет.
Дешевле, чем расширять дороги
Создание интеллектуальной системы управления дорожным движением на первом этапе требует завершения модернизации 68 уфимских светофоров. Следующий, наиболее важный и дорогой этап программы предполагает монтаж оборудования, способного точно анализировать дорожную обстановку в режиме реального времени. Для этого на оживленных перекрестках планируется установить детекторы транспортного потока, способные по данным видеокамер анализировать ситуацию на дорогах шириной до 4 полос, днем и ночью передавая точную информацию о количестве проходящих машин. В менее ответственных местах предполагается устанавливать более дешевые отечественные детекторы, использующие инфракрасные датчики. Поскольку адаптивная АСУД потребует передачи больших объемов информации, с чем не всегда справляется беспроводной интернет, между светофорами и центром управления должно быть проложено 120 километров оптоволоконных линий.
Завершающим этапом проекта должна стать закупка специальных программно-вычислительных комплексов, способных на основе текущих данных транспортного потока определять оптимальные режимы горения светофоров, а при необходимости - моделировать дорожную ситуацию, выбирая лучший режим.
- Начало использования специальных программ, рассчитывающих работу светофоров на основе анализа транспортного потока, фактически свидетельствует о том, что для управления дорожным движением в Уфе будет использован искусственный интеллект, - говорит Руслан Яхиббаев. – Программа самостоятельно разрабатывает множество алгоритмов работы светофоров для каждого перекрестка. В зависимости от данных, поступающих с транспортных детекторов, система автоматически включит наиболее подходящий режим. Алгоритм горения красных и зеленых сигналов может меняться десятки и сотни раз в день, обеспечивая максимальную пропускную способность как отдельного перекрестка, так и всех транспортных магистралей, охваченных адаптивной АСУДД.
Система может предупреждать водителей о текущей загруженности дороги через сеть информационных табло, предлагать варианты альтернативных путей, информировать о состоянии дорожного полотна, рекомендуемой скорости и т.п., а также оптимизировать работу общественного транспорта.
Общая стоимость внедрения интеллектуальной системы управления движением на основных автострадах Уфы оценивается в сумму более 300 млн рублей, но это сумма не окончательная и меняется в зависимости от колебаний цен на материалы и оборудование. Пропускная способность охваченных ею дорог, по расчетам, повысится как минимум на 30% с перспективой дальнейшего увеличения. Для того чтобы достичь аналогичного результата путем расширения проезжих частей и строительства новых развязок, требуются гораздо большие суммы, а во многих местах расширение вообще невозможно из-за плотной застройки.
В администрации города согласны с тем, что такая система была бы полезна для Уфы, но пока средства для реализации проекта не выделены. Выходом, возможно, стало бы привлечение инвесторов. Ранее РБК-Уфа писал о том, что республика предлагала инвесторам участие в проекте по установке камер видеонаблюдения на дорогах. Тогда он оценивался в сумму 2,5 млрд рублей. Выгода инвесторов состояла бы в получении определённой доли от штрафов за нарушения. Информации, что желающие поучаствовать в проекте нашлись пока нет.