Минземимущество утвердило приказ о реорганизации «Башавтотранса»
Министерство земельных и имущественных отношений Башкирии утвердило приказ об условиях приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия «Башавтотранс». Принято решение о преобразовании юридического лица в акционерное общество, говорится в документе, подписанном главой ведомства Натальей Полянской.
Уставный капитал создаваемого АО составит 2,65 млрд руб. Он будет разделен на 2,65 млн акций номиналом 1000 руб. каждая. Это в четыре раза больше нынешнего значения уставного капитала, который составляет 639,2 млн руб.
«Размещение акций АО “Башавтотранс”, создаваемого в результате преобразования ГУП “Башавтотранс” РБ, осуществляется путем приобретения акций акционерного общества субъектом РФ — Республикой Башкортостан в лице министерства земельных и имущественных отношений, являющегося собственником имущества реорганизуемого в форме преобразования ГУП “Башавтотранс” РБ», — говорится в приказе.
До первого собрания акционеров генеральным директором компании остается Надир Самиев. Совет директоров общества сформировали из сотрудников Минземимущества.
Имущественный комплекс предприятия приватизируется путем передачи в собственность компании. К приказу приложен перечень имущества на почти 400 страницах. В него вошли земельные участки, здания, оборудование и прочее, включая районные и городские автостанции, которые используются «Башавтотрансом».
Юридическая форма организации не имеет никакого отношения к ее эффективности, считает управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко.
«ГУП это или АО, никакой разницы нет. Я бы поверил в рост эффективности при следующих изменениях. Во-первых, смена управления, так как важно, кто управляет бизнесом — сильный менеджер все меняет. Во-вторых, вид собственности. Данные за десятки лет говорят нам, что частная собственность эффективнее государственной минимум в три раза. Ведь когда бизнесом управляет частный предприниматель или инвестор, для него важны показатели прибыли. А прибыль — это основной показатель эффективности, если прибыль не нарисована. Так что в этой ситуации не вижу оснований для оптимизма. Какой компания была при старых вводных данных, такой, скорее всего, и останется», — говорит Головченко.
Преобразование ГУП в АО меняет юридическую природу организации, сообщил РБК Уфа старший партнер «Ляпунов, Терехин и партнеры» Филипп Терехин.
«АО, в отличие от ГУП, обладает большей гибкостью в вопросах управления, так как его деятельность регулируется корпоративным законодательством. Уставный капитал становится структурированным в виде акций, что упрощает процессы финансового контроля, привлечения инвестиций и управления имуществом. Однако, учитывая, что единственным акционером остается Республика Башкортостан, фактический контроль над предприятием не изменяется. Таким образом, основное изменение заключается в создании потенциальных возможностей для привлечения внешних инвестиций и повышения прозрачности управления», — говорит Терехин.
По словам эксперта, управление после акционирования, как правило, становится более профессиональным, но все зависит от личных качеств и эффективности руководства. АО предполагает наличие совета директоров и ревизионной комиссии, что способствует лучшему контролю за деятельностью. Принципы корпоративного управления, такие как коллегиальность принятия решений, разделение полномочий и отчетность, увеличивают прозрачность и эффективность — это особенно важно для крупного имущественного комплекса, которым является «Башавтотранс».
При этом передача имущества в собственность компании существенно повышает ее финансовую устойчивость, говорит собеседник. Собственность предприятия становится ее активом, который можно использовать в качестве залога для привлечения финансирования. Кроме того, это укрепляет позиции компании при участии в тендерах, так как наличие собственного имущества демонстрирует ее надежность и устойчивость. Ранее имущество находилось в хозяйственном ведении, что ограничивало его использование — например, продажу или сдачу в аренду без согласования с собственником (государством). Теперь же компания получает больше свободы в распоряжении активами, заключает Филипп Терехин.
Как сообщал РБК Уфа, в мае 2023 года ГУП «Башавтотранс» внесли в прогнозный план приватизации госимущества на 2021–2023 годы. А уже летом на торги была выставлена часть имущества госкомпании на 365 млн руб. В Минземимуществе Башкирии объяснили, что здания и участки относятся к числу непрофильных активов предприятия.
В июне 2024 года глава ведомства Наталья Полянская заявила, что «Башавтотранс» после акционирования не будут отчуждать, предприятие останется стопроцентно государственным. Согласно федеральному закону, к 2025 году все ГУПы, работающие в конкурентных отраслях, должны быть ликвидированы с преобразованием в ООО или АО.
По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, ГУП «Башавтотранс» было зарегистрировано в 1997 году в Уфе. Предприятие убыточно. В 2023 году оно показало выручку в 5,8 млрд и чистый убыток в 847 млн руб. Это второй наихудший показатель с 2016 года — в 2022 году убыток компании достигал 942 млн руб. При этом годом ранее убыток оказался минимальным — 28 млн руб. в 2021 году.