В Уфе создали совместное предприятие с МАЗ по выпуску троллейбусов

Минский автомобильный завод и Уфимский трамвайно-троллейбусный завод зарегистрировали в Башкирии совместное предприятие по производству электротранспорта. Организация получила название «Территория развития электротранспорта МАЗ – УТТЗ». Об этом сообщили по итогам встречи главы республики Радия Хабирова с гендиректором МАЗ Валерием Иванковичем.
«Сегодня очень важное событие для промышленности Беларуси и Башкортостана, к которому мы долго шли. Успешный опыт нашего сотрудничества стал основой для создания совместного предприятия», — сказал Хабиров.
Генеральный директор Уфимского трамвайно-троллейбусного завода Денис Рассадников отметил, что предприятие сотрудничает с Минским автозаводом пять лет.
«Мы понимаем, что без дальнейшего развития сделать качественный шаг вперед будет сложно. Именно поэтому совместно с Минским автозаводом инициировали в Башкортостане проект “Территория развития электротранспорта МАЗ — УТТЗ”. Я считаю, что у него серьезные перспективы, особенно с учетом глобального тренда на развитие электротранспорта», — сказал Рассадников.
СП белорусской и башкирской компаний создано в рамках соглашения, подписанного в Минске в январе 2023 года. Документ предполагает долгосрочное сотрудничество двух производителей по выпуску троллейбусов. По словам главы МАЗ, Уфимский трамвайно-троллейбусный завод начинал со сборки нескольких единиц троллейбусов в год, а сейчас занимает 40% российского рынка.
«Совместно с уфимским партнером мы выпустили уже более 700 троллейбусов. Сегодня мы зарегистрировали совместное предприятие и разработали новый пятилетний план по расширению производства», — сказал Валерий Иванкович.
Он отметил, что в локализации производства в Башкирии смогут участвовать местные компании.
Общий объем инвестиций в совместное предприятие МАЗ и УТТЗ в Башкирии оценивается в 1,6 млрд руб., сообщил первый вице-премьер — министр экономического развития и инвестиционной политики республики Рустам Муратов.
«Новое производство планируют разместить на площадке особой экономической зоны “Алга”, рядом с индустриальным парком “Уфимский”. Срок строительства производственного комплекса составляет два года», — сказал Муратов.
Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов в разговоре с РБК Уфа предположил, что расширение троллейбусного производства в Башкирии положительно скажется на всей отрасли.
«Спрос на электротранспорт есть. Это самый экологически чистый вид городского общественного транспорта. Определенную конкуренцию могут составить электробусы, но они дороже стоят. В любом случае такое производство не помешает. Будет расти конкуренция между производителями троллейбусов. Это будет способствовать обновлению транспортного парка не только в Башкортостане, но и в других регионах. Увеличится количество рабочих мест. Возможно, придут определенные инновации», — сказал Хазанов.
Как сообщал РБК Уфа, во время подписания соглашения о создании СП его стоимость оценивалась от 500 млн руб. и выше. Во время последней поездки в Минск в феврале 2025 года Радий Хабиров оценивал стоимость проекта уже в 1,3 млрд руб. Предполагается, что новая площадка позволит нарастить производство троллейбусов в Уфе в два раза, с 250 до 500 единиц в год.
По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, АО «УТТЗ» зарегистрировано в Уфе в 2015 году. С 2020 года 45% акций компании находятся у частных лиц. До этого среди ключевых акционеров были Муниципальное управление электротранспорта Уфы (МУЭТ), Башкирский троллейбусный завод (владелец — Денис Рассадников) и латвийское госпредприятие «Рижский вагоностроительный завод». По итогам 2023 года выручка компании составила 4,1 млрд, а чистая прибыль — 45 млн руб.