Выручка местных пивоваров в Башкирии в 2023 году выросла на 20%
Совокупная выручка местных пивоваренных компаний в Башкирии за 2023 год составила 362,6 млн руб. Это на 19,6% больше, чем в 2022 году, когда оборот пивоваров составил 303,2 млн руб. РБК Уфа изучил отчетность организаций, зарегистрированных в республике.
В выборку попали 29 компаний. Из них в 2023 году данные о выручке публиковали 20 организаций, а в 2022 году — 18. Основным видом деятельности (ОКВЭД) всех предприятий является «производство пива». В выборку не включены крупнейшие производители — завод «АБ Инбев Эфес» в Уфе и пивоваренный завод «Объединенные пивоварни» (ОПХ, бывшая дочка Heineken) в Стерлитамаке, поскольку их финансовые результаты входят в общую отчетность групп компаний.
В целом за прошлый год компании зафиксировали совокупный чистый убыток в 4,2 млн руб. Из 22 пивоваров, которые показали данные, 13 отчитались об убытках. По сравнению с 2022 годом потери отрасли несколько сократились — тогда совокупный результат этих же компаний тоже был минусовым, 7,3 млн руб. Убытки в 2022 году получили девять предприятий из 18 отчитавшихся.
Самой прибыльной в 2023 году оказалась уфимская компания «Базовый элемент», подконтрольная Александру Романову. Владелец брендов «Пивмаг» и «Раковар» отчитался о прибыли в 15,8 млн руб. На втором месте — ООО «Салаватская пивоваренная компания» Артема Ярыгина, которая заработала 1,7 млн руб. Тройку лидеров замыкает уфимская «Пивоварня № 210» Андрея Пугачева — 886 тыс. руб.
Самые большие обороты бизнеса в 2023 году показало мелеузовское ООО «Пивзавод», подконтрольное Иреку Габбасову. Выручка компании составила 148 млн руб. Предприятие производит местное пиво под брендом «Нугуш». На втором месте — туймазинский производитель ООО «Рауш Биер» предпринимателя Ильяса Саниева, 86,3 млн руб. Третью строчку занимает белебеевский «Торговый дом “Белпиво”» Рамиля Галимова с показателем 20 млн руб.
Всех производителей пива можно условно разделить на три группы: крупные транснациональные и федеральные компании, средние региональные и местные производители и мелкие крафтовые пивоварни, сообщил РБК Уфа исполнительный директор Объединения участников пиво-безалкогольного рынка России Камаль Лебедев. Уход крупных западных игроков и передел рынка «индустриального» пива сказались и на средних региональных производителях, увеличив их долю и выручку, считает эксперт.
«Вот это индустриальное пиво давно всем надоело. К тем, кто варит по классической технологии, — к средним предприятиям — больше доверия, что ли. Такое пиво ощущается как более натуральный продукт. Поэтому их доля имеет тенденцию к росту. В последние годы перед пандемией “транснационалы” занимали до 95% российского рынка. Перед пандемией они упали уже до 70%. Сейчас их позиции из-за брендовых игр и угроз уйти с рынка серьезно пошатнулись. Поэтому и уход брендов играет свою роль в переходе потребителей к местной продукции. Кроме того, есть в хорошем смысле слова потребительский национализм, когда жители регионов хотят потреблять местное пиво. Все это привело к росту небольших производителей», — говорит Лебедев.
По данным эксперта, на сегодня в России насчитывается 2,3 тыс. пивоварен, из которых большинство — это маленькие частные предприятия. Три года назад их было 1,5 тыс., сказал Камаль Лебедев.
Как сообщал РБК Уфа, розничные продажи пива, сидра, пуаре и медовухи в Башкирии в 2023 году сократились на 9,7%, с 61,5 литра до 55,5 литра на человека. Розничные продажи крепкого алкоголя в Башкирии за 2023 год увеличились на 2,9%, до 7,8 литра на душу населения.