Перейти к основному контенту
Башкортостан ,  
0 

Исследование РБК: когда в Уфе будут хорошие дороги?

Качество дорог хотят улучшить за счет продления гарантийного срока от подрядчиков и введения новых ГОСТов для материалов и дорожного полотна
Фото: bashinform.ru
Фото: bashinform.ru

В этом году многие дороги Уфы находились в особенно плохом состоянии, которое власти связали с особенностями погоды. Весной городская администрация «многочисленные локальные разрушения» объяснила тем, что «за зимний период было зафиксировано более 60 переходов температуры наружного воздуха через нулевую отметку – от минуса к плюсу и обратно. Средний же показатель таких переходов по итогам многолетних наблюдений - не более 10 за сезон». 

- Механизм разрушения дорожного полотна в таких условиях достаточно прост, - поясняет начальник дорожно-строительной лаборатории МБУ «Служба заказчика и технического надзора по благоустройству Уфы» Василий Ивлев. - В период оттепели вода проникает в небольшие щели и трещины дорожного покрытия, а при похолодании замерзает, и, расширяясь, разрушает асфальт, где буквально на глазах появляются ямы и выбоины. Не лучшим образом на состояние дорог влияет и сильная летняя жара, во время которой асфальт нагревается намного выше температуры атмосферного воздуха и начинает «течь», что приводит к продавливанию покрытия.

По словам представителей городских властей, основной урон от жары и зимних перепадов температур несут дороги, заасфальтированные 10-15 лет назад. Они были сделаны по стандартам, не отвечающим современным требованиям. Там же, где асфальт был уложен несколько лет назад с применением новых материалов и технологий, покрытие получило минимальные повреждения, либо не пострадало совсем.

С этим утверждением можно согласиться лишь частично. Так, улица Ленина на участке от перекрестка с Пушкина до Революционной была заасфальтирована в 2011 году и до сих пор не имеет серьезных повреждений. Зато улица 50 лет Октября от перекрестка с Мингажева до Цюрупы, заасфальтированная в 2012 году, уже получила многочисленные повреждения, а также заметную колею. Разрушение покрытия можно заметить на целом ряде относительно недавно отремонтированных участков проспектов Салавата Юлаева и Октября, но больше всего вопросов вызывает трасса Уфа-аэропорт, которая ремонтируется практически каждый год.

Почти половина - брак

Одна из главных причин разрушения недавно уложенного асфальта – его низкое качество и нарушение технологий дорожных работ.

- Любой асфальт состоит из двух основных компонентов: щебня или песчано-гравийной смеси, играющих роль несущей основы дорожного полотна и битума, выступающего в роли своеобразного клея, - говорит Василий Ивлев. – Если хотя бы один из этих компонентов не отвечает требованиям реальной эксплуатации, дорога будет разрушаться, что мы и видим на практике.

В 2013 году в городе была создана и начала работу своя дорожно-строительная лаборатория. Тогда процент брака, выявляемого как при исследовании исходных материалов, так и уже готового покрытия, составлял порядка 40%. Производители асфальта  экономили на материалах, заменяя щебень более дешевой песчано-гравийной смесью или применяя некондиционный битум. Кроме того, на большинстве асфальтобетонных заводов отсутствовал лабораторный контроль со стороны производителя, что не позволяло проверить качество исходных материалов и, в конечном итоге, оценить готовую продукцию. Как заявляют в администрации сейчас, благодаря принятым мерам количество брака снизилось до 10-15%. Однако и этот показатель, с учетом общего объема и стоимости работ можно оценить как высокий.

Один из основных способов дальнейшего снижения уровня брака – заключение с подрядчиками договоров с большим сроком гарантийной службы дороги.

– Сейчас при заключении контрактов на асфальтирование дорог в Уфе гарантийный срок составляет около 5 лет, во время которых подрядчик за свой счет должен устранять все появляющиеся дефекты покрытия, - пояснил Василий Ивлев. - Как следствие, исполнитель уже сам заинтересован в применении качественных материалов и соблюдении технологий дорожных работ.

Однако ситуацию в отрасли быстро не изменить. Этой весной в ходе организованной Гострансом РБ комиссионной проверки уфимских дорог, прошедших капитальный ремонт в 2011-2015 годах, были выявлены дефекты на нескольких десятках улиц: разрушение верхнего слоя асфальта в местах продольных спаек, поперечных примыканий к улицам и заездам, вокруг колодцев; проявление поперечных и продольных трещин; смещение бортовых камней. Подрядчики должны были устранить брак до 1 июня.

Стандартный вопрос

Для оценки качества исходных материалов и конечного итога дорожных работ используются стандарты, заложенные в ГОСТы и нормативы. Отклонение от заданных стандартов считается браком и позволяет обязать подрядчика за свой счет исправлять выявленные недочеты. Проблема в том, что многие из них устарели и не соответствуют требованиям сегодняшнего дня.

- В веденный в действие с 1 ноября 2014 года российский ГОСТ 9128 полностью сохранил численные значения ГОСТов, разработанных в 1980-е годы, и не отражает реальной работы современных покрытий, а также материалов и климатических условий нашей республики, - считает Василий Ивлев.

При этом современные технологии позволяют улучшать рабочие свойства битумов путем введением в их состав специальных полимерных модификаторов, повышающих рабочие свойства и долговечность асфальта. Пользуясь тем, что российское законодательство позволяет регионом вводить собственные стандарты для местных дорог, в конце 2015 года в Башкирии были приняты региональные нормативы по качеству битумов и полимерно-битумным вяжущих в составе асфальта.

- Принятие республикой собственных стандартов качества асфальта, на которые будут ориентироваться его производители – большой шаг вперед, - поясняет Василий Ивлев. – К примеру, российский ГОСТ требует, чтобы битум сохранял свой рабочие свойства в диапазоне температур от плюс 47-54 до минус 18 градусов Цельсия, при том, что летом поверхность дороги нередко нагревается свыше +60, а зимой остывает ниже -30. Республиканский стандарт на полимерно-битумные вяжущие предполагает, что битум должен быть устойчив при нагреве до +65 и охлаждении до -25 градусов Цельсия.

Использование нового асфальта с качественным щебнем и модифицированным битумом обходится в среднем на 20-30% дороже обычного, но это окупается значительным увеличением межремонтных сроков.

- Асфальт, где использовался битум-полимерный состав и адгезионная присадка, был положен на мосту у Каменной переправы и, несмотря на большую транспортную нагрузку, уже восьмой год находится в хорошем состоянии, - говорит директор ГУП «Институт нефтехимпереработки» РБ Эльшад Теляшев. – Удорожание было на 28 %, но это окупилось уже несколько раз.

Отметим, институт является площадкой для разработки «внутреннего республиканского ГОСТа».

Однако «внутренний ГОСТ» применим только к дорогам регионального и муниципального значения, строящимся за счет средств республиканского и местного бюджета. И эффект от него может быть заметен только через несколько лет, когда новый асфальт, сделанный по улучшенным нормативам, появится на основных магистралях во всех районах города.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Все новости Башкортостан
UFC назвал следующего соперника российского тяжеловеса ПавловичаСпорт, 21:06
NYT описала нестандартные методы борьбы Украины с энергокризисомПолитика, 21:02
Хуситы заявили, что это они сбили истребитель США над Красным моремПолитика, 20:43
Гол и пас Мбаппе помогли «Реалу» победить «Севилью»Спорт, 20:43
На юге Бразилии частный самолет рухнул на жилые кварталыОбщество, 20:41
Топливо в убыток: как стать крупным игроком на рынке нефтепродуктовРБК и Альфа-Лизинг, 20:29
Потанин призвал IIHF сначала извиниться, а потом допускать сборную РоссииСпорт, 20:25
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
BMW сообщила о пресечении канала экспорта люксовых автомобилей в РоссиюБизнес, 20:23
Глава МИД Турции заявил о необходимости снять санкции с СирииПолитика, 20:01
Telegraph рассказала о строительстве «балтийского хребта» НАТО в ТаллинеПолитика, 19:55
Сколько стоит взломать ваш бизнес. ТестРБК и Кибериспытание, 19:45
На Кубани от загрязнения нефтепродуктами очистили более 39 км берегаОбщество, 19:44
«Спартак» победил минское «Динамо» в вынесенном матче КХЛ в ТашкентеСпорт, 19:41
В Кремле началась встреча Путина и премьера Словакии ФицоПолитика, 19:33