Перейти к основному контенту
Аналитика от РБК-Уфа ,  
0 
Эксклюзив

Исследование РБК-Уфа: Какие мосты и когда будут строить в Уфе?

Расположение Уфы на большом полуострове ставит развитие города в зависимость от наличия мостов. Какие мосты нужнее городу больше всего и что сдерживает их строительство – разбирался РБК-Уфа
Фото: Олег Яровиков
Фото: Олег Яровиков

Генеральный план Уфы в своих последних редакциях ставил развитие города в прямую зависимость от строительства новых мостовых переходов, позволяющих выйти за границы ставшего тесным Уфимского полуострова. В конце 1980-х годов приоритет был отдан развитию Шакши и Зауфимья, появился проект так называемого Восточного выезда, включающего в себя тоннель от проспекта Салавата Юлаева до берегового склона реки Уфы в районе остановки «Трамплин», мост через реку и дорогу до федеральной трассы М-5.

Однако в конце 1990-х региональные власти посчитали проект Восточного выезда слишком дорогим, как и саму идею застройки сильно затапливаемых территорий Зауфимья, и отдали приоритет Затону и Забелью. Согласно Генплану 2006 года, там планируется возвести, по меньшей мере, 5-6 миллионов квадратных метров высотного жилья, а в Зауфимье акцент теперь был сделан на малоэтажную застройку площадью всего около 2,5 млн. кв.м. В Забелье были построены северный обход микрорайона Затон, многоуровневая развязка, а в 2016 году - второй Затонский мост

Сейчас администрация города декларирует отказ от масштабных планов освоения территорий вне пределов Уфимского полуострова. Его ждет уплотнительная застройка, позволяющая, по мнению властей, более эффективно использовать уже созданную инфраструктуру. Однако потребность в новых мостах диктует развитие периферийных жилых районов, прежде всего Демы, а также активное малоэтажное строительство в ближних пригородах Уфы.

Задача номер один

С учетом сложившихся обстоятельств наибольший приоритет имеет строительство нового моста через реку Белую в начале трассы «Уфа-Аэропорт». Два существующих мостовых перехода постройки 1956 и 1992 годов перегружены транспортом, идущим на Оренбургский тракт, трассу М-5, а также автомобилями жителей Дёмы и активно развивающихся пригородных поселков. И ситуация будет только усугубляться.

- К 2032 году движение транспорта на мостах через реку Белая превысит 250 тысяч автомобилей в сутки, и если не предпринять никаких действий, там будет круглосуточная пробка, - считает глава администрации Уфы Ирек Ялалов. - Нужно возвращаться к теме строительства третьего моста. 70% населения Дёмы работает на Уфимском полуострове, а сам микрорайон быстро растет. Недавно, помню, там было 50 тысяч жителей, сейчас уже 75, а скоро будет 100, и мы получим второй выезд из Сипайлово.

Эту точку зрения разделяют и республиканские власти.

- Еще в 2011 году была поставлена задача отработать возможность строительства трехполосного моста-вставки между двумя существующими, - заявил вице-премьер правительства РБ Ильяс Муниров. - В настоящее время по разработанному проекту проведена госэкспертиза. После строительства нового моста старый, по которому сейчас ездит только легковой транспорт, можно поставить на реконструкцию и расширить с двух до трех полос. В результате на трех мостовых переходах мы получим 6 полос на выезд и 6 на въезд.

Основной проблемой является вопрос финансирования. Как поясняют в правительстве РБ, региону будет сложно профинансировать строительство моста только за счет собственных средств.

- У нас уже есть проект, и мы будем просить помощи Федерального дорожного агентства по системе «Платон» или с использованием других механизмов, - рассказал Ильяс Муниров. – Реализовать проект самостоятельно будет тяжело. Ведь мы должны ремонтировать и строить дорожную инфраструктуру не только в Уфе, но и по всей республике.

В поисках концессии

Самым затратным и технически сложным может стать строительство моста в районе Дудкинской переправы, который является частью так называемого Восточного выезда, включающего в себя 1,2 –километровый тоннель под парком Лесоводов и дорогу до федеральной трассы М-5. Основной сложностью проекта является высокий береговой склон реки Уфы с перепадом высот больше ста метров. Для ее решения планировщики решили пробить тоннель, начинающийся от проспекта Салавата Юлаева и заканчивающегося примерно в середине берегового склона в районе Олимпик-парка.

Работы по прокладке тоннеля шли с 1994 по 2004 год, и были приостановлены из-за дефицита финансирования. Тогда же началось строительство моста у Каменной переправы, который, по сути, решил проблему альтернативного доступа в Зауфимье.

Тем не менее, власти республики и Уфы с момента приостановки работ по прокладке тоннеля вели пока безуспешный поиск инвестора для Восточного выезда, готового взять на себя завершение этого дорогого проекта.

В конце февраля этого года ООО «Башкирская концессионная компания» (дочерняя структура Группы ВТБ) и Правительство РРБ подписали протокол о взаимодействии по реализации концессионного проекта «Восточный выезд» в Уфе. В обязательства концессионера будет входить завершение тоннеля, строительство мостового перехода длиной 2,5 км, автодороги протяженностью 14 км, примыкающей к федеральной трассе М-5, создание пунктов взимания платы, системы управления движением и специализированного дорожно-эксплуатационного предприятия. Срок реализации проекта рассчитан на 25 лет, а общая стоимость оценивается в 32 миллиарда рублей.

- После подписания соглашения мы должны в течение трех месяцев передать объект концессионеру, который должен разработать проектно-сметную документацию и провести госэкспертизу, а дальше совместно с концессионером мы пойдем на защиту в Минтранс РФ для получения федерального гранта, - пояснил Ильяс Муниров.

По словам вице-премьера, основную сумму на реализацию проекта – 20 млрд. руб. должен составить федеральный капитальный грант, бюджет республики выделит 4,5 млрд, а внебюджетные источники – 7,5 млрд. руб.

Попытки получения части необходимых средств из федерального центра предпринимались еще в 2012 году, и тогда проект не прошел внутреннюю экспертизу «Росавтодора» на предмет включения в перечень инвестпроектов, поддерживаемых госкомпанией. При этом консервация тоннеля стоила бы 3-3,5 млрд рублей, а содержание недостроенного тоннеля, включающего в себя постоянное освещение и вентиляцию, откачку грунтовой воды и отопление штолен в зимний период обходится в сумму около 100 млн рублей в год.

Еще один западный выезд 

Третий по счету мостовой переход планируется построить на въезде в Черниковку в створе улицы Интернациональной. В прошлом году проект планировки и межевания территории под данный объект прошел публичные слушания. Согласно документации, мост будут иметь 4 полосы для движения и длину 1322 метра.

Проект будет реализовываться в несколько этапов. Первая очередь предполагает строительство собственно моста и путей, обеспечивающих выезд на улицы Интернациональную и Комарова, а на левом берегу Белой – на автодорогу, связывающую поселки «8 Марта» и Алексеевка. Стоимость этих работ в 2015 году оценивалась в 8,5 млрд. руб. Вторая очередь проекта стоимостью около 3 млрд. руб. предполагает строительство под улицей Комарова 390-метрового тоннеля, который обеспечит беспрепятственный выезд на мост со стороны Интернациональной. Общие сроки реализации двух этапов строительства оцениваются в четыре года. Источники финансирования не определены. Ранее РБК-Уфа писал, что строительство начнется не ранее 2023 года

По словам представителей Главархитектуры, дальнейшее развитие проекта предполагает продолжение автодороги ведущей от моста к магистрали «8 Марта» - Алексеевка до федеральной трассы М-7. Кроме того, на улице Интернациональной планируется создание новых развязок и путепроводов, превращающих ее в магистраль непрерывного движения с выходом на Шакшинский путепровод.
Если эти планы удастся претворить в жизнь, в Уфе будет создан транспортный коридор, связывающий федеральные трассы М-5 и М-7.

Отдаленные планы

В последнюю редакцию Генплана развития Уфы включены еще несколько мостовых переходов. Из Нижегородки предлагается построить сразу два моста – в направлении Затона и Демы, что позволит существенно разгрузить выезд на трассу Уфа-Аэропорт и затонское направление. Еще два моста через Уфимку могут улучшить транспортное сообщение между микрорайонами Сипайлово и Инорсом. Однако никакой конкретики по данным объектам нет, а их строительство возможно лишь в отдаленной перспективе.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Все новости Башкортостан
Как генеративный искусственный интеллект оценивает бизнес-показателиРБК и СберАналитика, 21:18
Семь человек погибли в аварии с микроавтобусом в ЛНРОбщество, 21:15
Украина решила обучить ИИ по видео с дронов с поле бояПолитика, 21:10
Песков заявил, что удары ракет по России наводят специалисты из СШАПолитика, 20:53
В Петербурге умерла балерина Ирена БаженоваОбщество, 20:38
Топливо в убыток: как стать крупным игроком на рынке нефтепродуктовРБК и Альфа-Лизинг, 20:29
Тарасова подвела итоги чемпионата России по фигурному катаниюСпорт, 20:28
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Премьер Швеции начал рождественскую речь со слов о помощи УкраинеПолитика, 20:15
В Кремле пообещали ответить на запрос Абхазии о поставке электроэнергииПолитика, 20:05
Депутат Рады заявил о трех новых требованиях МВФ к УкраинеПолитика, 20:00
В Польше сочли провокацией размещение флага УПА на переданных Киеву БТРахПолитика, 19:53
Беглов показал проект будущего мемориала в честь битвы за ЛенинградПолитика, 19:50
Сколько стоит взломать ваш бизнес. ТестРБК и Кибериспытание, 19:45
Песков отреагировал на допуск российских фигуристов к отбору на ОлимпиадуСпорт, 19:41