Пессимистичный прогноз не сбылся: как экономика Башкирии пережила COVID
Пандемия коронавируса стала серьезным вызовом для экономики страны и регионов. Как отразились локдауны для бизнеса и миллиардные бюджетные расходы на борьбу с COVID-19 на показателях и реальной ситуации в Башкирии и справилась ли республика с вызовами 2020 года, — выясняем с экспертами.
Лояльность к бизнесу
Региональные власти в уходящем году ввели два масштабных антикризисных пакета. В их рамках поддержку на 30 млрд рублей получили более 1,2 тыс. организаций региона. В новом году в республике примут третий пакет мер поддержки экономики, ранее премьер-министр республики Андрей Назаров анонсировал его объем в размере от 5 до 9 млрд рублей. Планируется, что он затронет гостиничный и придорожный сервис, геопарки, легкую промышленность и сельское хозяйство.
Анализ мнения экспертного сообщества по оценке эффективности и достаточности принятых региональным правительством мер вело Агентство стратегических инициатив. По словам эксперта АСИ, доцента УГНТУ Константина Кузьминых, наиболее актуальными и востребованными мерами поддержки предпринимателей стали освобождение от уплаты страховых взносов, ЕНВД и субсидирование.
Экономист Всеволод Спивак называл самой существенной мерой относительно лояльные антиковидные ограничения для малого и среднего бизнеса.
«Башкирия была одним из первых регионов, в котором открылись заведения сферы услуг: рестораны, парикмахерские, фитнесы. Не было повальных санкций по отношению к бизнесу за нарушение буквы регуляторных норм. Власти региона были намного более ориентированы на снижение влияния ограничений на бизнес, чем, к примеру, в Питере или в Москве. Необходимо отметить, что, принимая решения о послаблениях автиковидного регулирования, руководство Башкирии брало на себя персональные риски», — отметил аналитик.
В то же время эксперт отметил, что в ряде случаев меры поддержки не работали из-за несогласованности действий различных ветвей и уровней власти, в частности по причине того, что районные и муниципальные власти не принимали необходимые для их реализации нормативные акты. «К примеру, реально не всегда удается получить обещанное освобождение от платежей по аренде земли для ТЦ», — комментирует Спивак.
По словам старшего научного сотрудника Института стратегических исследований РБ, кандидата экономических наук Азамата Барлыбаева, основной удар пандемии пришелся по предприятиям малого и среднего бизнеса, ориентированным на внутренний спрос.
«На текущем этапе было бы очень своевременным запуск программ субсидирования процентных ставок, по примеру программы льготной ипотеки, для наиболее приоритетных направлений развития предпринимательства, это дало бы колоссальный мультипликативный эффект для многих отраслей экономики региона, и позволило бы в максимально короткие сроки восстановить и придать динамику данному сектору экономики», — считает эксперт.
Эмоциональный кризис
По словам Всеволода Спивака, эмоционально кризис воспринимался в этом году намного интенсивнее, чем в цифрах. Причиной этого он видит тот факт, что под удар попали предприятия, формирующие инфраструктуру жизни и окружения наиболее информационно активной части общества:
«Сильно пострадали рестораны, кинотеатры, детские центры, ритейл (особенно в составе торговых центров). Но за пределами Instagram- и Facebook-комьюнити и в отдалении от столиков кофеен текущий ход хозяйственной жизни в меньшей степени был подвержен воздействию».
По его словам, несмотря на то, что малый и средний бизнес не определяет текущую динамику развития и состояние экономики, крайне важна его поддержка, необходимо не допустить того, чтобы «разрушился тот небольшой слой людей, которые готовы рисковать, вкладывать последние деньги, пахать без оглядки на трудовой кодекс».
Федеральная поддержка
За 11 месяцев 2020 года в консолидированный бюджет Башкирии поступило почти 227 млрд рублей, что ниже уровня прошлого года на 14,6%. Совокупные расходы республиканского бюджета составили 217,4 млрд рублей, они выросли по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 31,4 млрд рублей, или на 17%. Дефицит увеличился с 11,1 млрд до 26,5 млрд, или в 2,4 раза. За год объём федеральной поддержки составил почти 100 млрд рублей. Республика получила 14,7 млрд рублей на компенсацию снижения налоговых и неналоговых доходов, сообщала ранее министр финансов Башкирии Лира Игтисамова.
На 2021 год республика приняла бюджет с дефицитом в 22 млрд рублей, на его погашение регион уже оформил заем на 7 млрд. На итоговой пресс-конференции Радий Хабиров отметил, что «это не тот дефицит, который ставит под угрозу развитие региона». «Моё убеждение: если траты идут в дело, то это правильно. Вопрос в другом – надо зарабатывать больше», — отметил глава республики.
По оценкам Всеволода Спивака, Башкирия по объему различных безвозмездных трансфертов в 2020 году занимает первое место в ПФО.
«Безусловно, в сложившихся условиях очень важна поддержка федерального бюджета, учитывая имеющиеся тенденции по снижению объемов налоговых поступлений и росту социальных выплат населению», — прокомментировал Азамат Барлыбаев.
«Экономика боролась отчаянно и не проиграла»
Эксперты отмечают, что совокупность имеющихся экономических проблем не стоит сводить только к последствиям пандемии, она определяется комплексом различных вызовов, в которых распространение COVID — не самый глобальный.
«Я бы не стал сводить всю совокупность экономических проблем этого года к последствиям пандемии. Очень соблазнительно свести все структурные проблемы экономики к внешнему шоку, причины которого лежат за разумными пределами возможностей прогнозирования и управляемости. Это снимает ответственность. Мы видели примерно такую же композицию в конце 2013 — начале 2014 года: все цифры показывали, что экономика была в рецессии еще до начала украинской истории, но «крымская весна» списала все экономические просчеты на политику и санкции», — сказал эксперт.
Он отмечает, что в целом по Башкирии пессимистичные сценарии развития экономики не оправдались, что отчасти связано с низким уровнем закредитованности региона и помощью федерального центра, а также «консервативной» структурой экономики, в которой доля МСП относительно небольшая. Эксперт отметил, что в республике, несмотря на пандемические кризисные явления, удалось зафиксировать небольшой рост инвестиций.
В Башкирии объем инвестиций в основной капитал по результатам 2020 года ожидается в размере 352,4 млрд рублей. С января по сентябрь в республику было привлечено 209,6 млрд рублей инвестиций, рост с аналогичным периодом прошлого года составил 4,3%.
«Ситуация сложилась так, что мы направили много ресурсов не на привлечение инвестиций, а на решение проблем с коронавирусом. Но я считаю, что мы смогли создать в республике атмосферу, которая интересна инвесторам», – подчеркивал Радий Хабиров, подводя итоги года. Глава региона отмечал, что настроен оптимистично и уверен, что рост инвестиций в республику продолжится.
«Республиканская экономика в 2020 году боролась с вызовами пандемии отчаянно, понесла потери, но сражение не проиграла, борьба будет продолжаться. Благодаря финансовой помощи из центра доходы регионального бюджета за январь — сентябрь 2020 года выросли на 5% при росте расходов в 17%. В здравоохранение вложено на 75% больше предыдущего периода, на 29% увеличились расходы на социальную защиту населения», — сказал экономист Константин Кузьминых.
Азамат Барлыбаев отметил, что пока крайне сложно оценивать, справился ли регион с последствиями пандемии, по его словам, многие негативные моменты этого периода имеют длительный отложенный временной лаг и их последствия будут видны в 2021 году.
«В целом республика в отличие от многих других субъектов РФ имеет хорошо диверсифицированную структуру экономики, позволяющую нивелировать возникающие кризисные явления, и это позволит в ближайшие 2–3 года при благоприятной экономической конъюнктуре вернуться к исходным показателям», — отмечает аналитик.