Лента новостей
Все новости Башкортостан
Минфин повысил прогноз выдачи ипотеки к 2024 году почти в полтора раза 23:21, Финансы Костин заявил о возможности полного контроля ВТБ над ФК «Динамо» 23:18, Бизнес МИД Дании допустил санкции ЕС против России из-за украинских моряков 23:08, Политика «Аэрофлот» изменил расписание рейсов после выезда самолета за пределы ВПП 22:38, Общество Глушаков на последней минуте принес «Спартаку» победу над «Ростовом» 22:30, Спорт Время просыпаться: как нормализовать сон после праздников 22:23, РБК и Philips СМИ узнали о претензиях ЕС к Мальте и Кипру из-за «золотых паспортов» 22:18, Политика СК завел дело после пожара на двух судах в Керченском проливе 22:13, Общество Захарова «приняла капитуляцию» Чубайса в споре о бедности россиян 22:09, Общество Чеченский министр объяснил списание долгов за газ «спецификой региона» 21:52, Общество ПАСЕ лишила Украину мест в занимающемся снятием санкций с России комитете 21:48, Политика Депутаты Петербурга потребовали списать долги горожан по примеру Чечни 21:46, Политика Новак назвал условия подписания нового транзитного договора с Украиной 21:36, Бизнес Бизнес без отговорок: те, кто справился со страхами и открыл свое дело 21:15, РБК и «Билайн» Бизнес В НПЗ структуры «Роснефти» в Индии будет вложено $850 млн 21:06, Бизнес Мир в обмен на острова: смогут ли Путин и Абэ договориться о Курилах 21:05, Политика Суд прекратил дело против пожаловавшегося на пытки в ярославской колонии 20:49, Общество Во Франции Google оштрафовали на €50 млн 20:45, Технологии и медиа Россия сократила внешние долги до минимума за 10 лет 20:44, Экономика Гаджеты и приложения для экстремальных путешествий 20:39, РБК и «Ингосстрах» Дерипаска отказался ехать на форум в Давосе 20:38, Бизнес При пожаре на судах в Керченском проливе погибли десять человек 20:32, Общество Киев обвинил «Газпром» в нежелании менять старые условия работы 20:27, Политика Тереза Мэй назвала три принципа пересмотра соглашения по Brexit 20:13, Политика МИД Франции вызвал посла Италии после высказываний вице-премьера 20:12, Политика Три человека погибли при пожаре на судах в Керченском проливе 20:10, Общество Как запустить ресторан с нуля в разгар санкций 20:09, РБК и Samsung Кубок Матч Премьер по футболу. «Спартак» — «Ростов». Онлайн 20:00, Спорт
Илдар Хадыев: ситуация в экологии Башкирии напряженная, но стабильная
Башкортостан, 02 мар 2017, 08:09
0
Илдар Хадыев: ситуация в экологии Башкирии напряженная, но стабильная
В рамках совместного проекта «Интервью» министр природопользования и экологии Республики Башкортостан Илдар Хадыев рассказал о ситуации с выбросами и бытовыми отходами в Башкирии

Рушана Ибраева (сайт РБК-Уфа): Этот год объявлен годом экологии. Пока мы много говорим о природных парках, это хорошо. Но есть прекрасная чистая природа, а есть загрязненные города. Что будет сделано хорошего для городов в год экологии?

Илдар Хадыев: Мы живем в красивой, развитой республике, в которой есть и промышленность, и сельское хозяйство, и множество природных красот и объектов, и все это нормально сбалансировано.

У нас достаточно напряженная экологическая ситуация в крупных промышленных центрах, этого никто не отрицает, но сегодня можно сказать, что ситуация стабилизирована. Наблюдается снижение выбросов в атмосферу, в том числе благодаря вложениям в сферу охраны окружающей среды предприятий-флагманов, которые в условиях конкуренции рынка будут вынуждены менять технологии и привлекать лучшие из них, а новые технологии, безусловно, снижают нагрузку на экологию. У нас не ухудшается ситуация с водными объектами. За последние 10 лет, с 2005 по 2015 годы, было достаточно много различных вложений в очистные сооружения и промышленных предприятий, и муниципалитетов. Города Башкирии уже не фигурируют в списках населенных пунктов с самым загрязненным воздухом и водой. Другое дело, что вложения в охрану окружающей среды недостаточные, нужно их увеличивать (РБК писал, что компания «Роснефть», - основной владелец уфимских нефтеперерабатывающих заводов - заявляла, что «значительная часть оборудования [после покупки «Башнефти»] находилась в неудовлетворительном состоянии», заводы ощутимо изношены, так как были построены в конце 1930-х — начале 1940-х годов. - от ред.). Сегодня тенденция перехода на наилучшие доступные технологии поддерживается государством. Если предприятие меньше воздействует на окружающую среду, оно меньше платит в бюджет штрафов и взносов (ранее РБК-Уфа сообщал, что только 12,7% предприятий Башкирии, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, платят установленные за это сборы в бюджет - от ред.).

О контроле за воздухом в городах

Рушана Ибраева: Кто отслеживает, соответствуют выбросы предприятий нормативам, или нет? У вас есть необходимые средства, чтобы вовремя и оперативно это отследить, и наказать предприятие?

Илдар Хадыев: Существует целая система государственного мониторинга. Этим занимается Росгидромет, у них посты есть по всей республике. На региональном уровне мониторингом занимаются автоматические станции контроля загрязнения атмосферного воздуха, эти станции есть и у предприятий.

Рушана Ибраева: А несанкционированные выбросы, которые происходят часто по ночам и в выходные дни, вы можете зафиксировать? Мобильная лаборатория, насколько я знаю, одна, она - на разрыв. Будут выделены средства по приобретение дополнительных?

Илдар Хадыев: Надо понимать, что есть федеральный контроль, это Росприроднадзор, и большинство промышленных гигантов относятся именно к федеральному уровню. Есть региональный контроль – это мы. В данной работе мы, безусловно, взаимодействуем. Мы не можем не реагировать на сигналы от населения, поскольку живем в нашей республике, это наш город, наша столица, жалуются наши люди. Когда от населения поступают сигналы о выбросах, как правило, это ночью происходит, все наши мобильные лаборатории выезжают и отбирают воздух.

Рушана Ибраева: Сколько у вас лабораторий?

Илдар Хадыев: У нас есть управление государственного аналитического контроля, в нем - 2 мобильные передвижные автомобильные лаборатории, которые должны оперативно реагировать. Но мы можем при необходимости привлекать и передвижные станции предприятий. В прошлом году во время аварии на газопроводе в Сергеевке случился выброс сероводорода, который все ощутили, и для того, чтобы ситуацию держать под контролем, мы просили помощи у «Башнефти», у «Полиэфа». Они задействовали свои передвижные автомобильные станции, за что мы им очень благодарны. В республике должна быть целая сеть из таких станций, как минимум десяти. Сейчас их четыре - в Стерлитамаке две, в Уфе тоже две две, в этом году появится станция в Салавате. В Уфе есть задача поменять начинку в старых станциях, которые уже не соответствуют современным требованиям и технологиям. До 2019 года эта программа должна завершиться.

О мусоре

Руслан Рахимов (телеканал РБК-Уфа): Еще одна большая программа до 2020 года, которую вы приняли и которую вам необходимо выполнять – это совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами. Расскажите, что делается? Насколько я понимаю, по темпам реализации этой программы мы все-таки отстаем… 

Илдар Хадыев: Надо понимать, что решение проблемы отходов за счет бюджета сегодня отходит на второй план. Никогда мы не достигнем строительством с помощью бюджетных средств такого количества полигонов, чтобы оно соответствовало формирующимся сегодня отходам. Но республика здесь выглядит достаточно достойно, поскольку все предыдущие годы полигоны строились, и они являются стартовой базовой, основой новых отношений, куда может прийти бизнес.

Руслан Рахимов: Мусоросортировочные и мусороперерабатывающие заводы?

Илдар Хадыев: Имеются ввиду и перевозка, и сортировка, и обработка отходов, и, безусловно, глубокая обработка, когда из вторичных материалов будет производиться продукция. Надо формировать цепочку от гражданина - образователя отходов до конечного потребителя, получателя этой продукции, то есть бизнеса.

С 1 января 2019 года появится соответствующая строчка в тарифах за коммунальную услугу, и начнется работа регионального оператора. Сейчас ведется подготовительная работа по отбору региональных операторов, и формирование того предпринимательского пула, который займется этой сферой. Сегодня в ней работает порядка 100 предпринимателей.

Для нас каждый предприниматель, который занимается мусоропереработкой, нужен и желателен, и чем быстрее он появится, тем лучше. Мы понимаем, что с 2019 года в одночасье не произойдет переход от одной модели работы с мусором к другой. Будет достаточно длительный переходный период, и наличие игроков на этом рынке для нас архиважно. Мы делаем ставку и на предпринимательство, которое сегодня есть, и на крупный бизнес.

Рушана Ибраева: В конечном итоге население будет нести финансовую нагрузку, оплачивая дополнительные тарифы.

Илдар Хадыев: Ключевой принцип здесь такой - загрязнитель платит. Мы все с вами в этом смысле плательщики, поскольку покупаем товары, тут надо понимать, что есть ответственность производителей и импортеров - они должны и будут иметь право сами утилизировать свои товары, а если они сами не утилизируют, то платят сбор. Мы с вами - образователи мусора, мы должны будем платить за те услуги, которые избавят нас от него.

Руслан Рахимов: Илдар Римович, насколько я знаю самое сложное в мусоросортировке - это именно его сортировать. Можно ли наладить работу так, чтобы жители сами его сортировали?

Илдар Хадыев: Тема очень интересная. Сегодня мы видим, что во дворах Уфы стоят разные виды контейнеров: для опасных отходов, сеточки для пластиковых бутылок и обычные контейнеры.

Рушана Ибраева: Пока их очень мало.

Илдар Хадыев: Их мало, но надо понимать, что три разных вида отходов должны тремя потоками попасть в разные места, и если мы сегодня три контейнера погрузим в одну машину, кто будет потом опять этот мусор сортировать? Получается, только на уровне контейнеров сортировать бессмысленно. Поэтому сегодня формируется каждый поток по отдельности, формируется рынок ПЭТов - есть бизнес, заинтересованный эти ПЭТы превращать в гранулы, на подходе рынок опасных отходов. Тут уже не рынком пахнет, а решением социальной задачи. Благодаря проекту «Экобокс» у нас 10 тысяч таких боксов должно появиться по республике, и это уже отдельный поток отходов.

Вообще, в сортировке отходов важно разделить органическую часть и неорганическую. Дальше уже есть техника, которая отбирает разные виды мусора благодаря разной парусности, магнитам и т.д.

Рушана Ибраева: Важно и население к этому приучить, какую-то разъяснительную работу проводить, это тоже средства.

Илдар Хадыев: Да, это тоже очень непросто, в Германии, например лет десять немцев приучали к порядку, и даже сегодня не все идеально. Нужна целая система, чтобы раздельный сбор работал и давал возможность нашим сознательным гражданам в этом участвовать. Это непросто, поскольку у нас есть мусоропровод, в мусоропроводы кидают все подряд. Если заварят мусоропроводы, и все будут вынуждены носить отдельные пакеты в контейнеры, представьте, что будет твориться в многоквартирном доме.

Руслан Рахимов: Когда появятся полноценные мусоросжигающие или мусороразделывательные предприятия в Башкирии?

Илдар Хадыев: Сжигать отходы – это точно не наш путь, хотя мы его рассматривали, даже японцы приезжали, речь шла не о сжигании, а о плазменной газификации, это очень дорогое решение. Его экологические последствия тоже не так однозначны, там очень дорогие фильтры, и в целом дорогое обслуживание, будет соблазн экономить на этих фильтрах.

Мы не видим сжигание в качестве оптимального способа утилизации, наш приоритет – отбирать из мусора по максимуму все, что отбирается, превращать его в продукцию, а остальное хоронить на полигонах. Сейчас технологии позволяют так упаковать эти остатки, что они многократно уменьшаются в объеме. И они будут уже за счет микроорганизмов и почвенных процессов потихоньку распадаться и обеззараживаться.

Об автомобильных выхлопах

Руслан Рахимов: Сегодня проблема номер один – это выбросы в воздух от автомобилей. Как будет решаться эта проблема? Говорили о программе по переводу в частности муниципального транспорта на газовое топливо как один из вариантов решения проблемы, сегодня что в приоритете?

С одной стороны, мы радуемся, что жители республики больше всех купили автомобилей, значит, они могут себе это позволить. С другой стороны, мы видим пробки и загазованность. Вклад в загрязнение воздуха со стороны автомобильного транспорта относительно промышленности все увеличивается, это проблема всех миллионников. Системным решением здесь являются транспортные развязки, умные светофоры, перевод автомобилей общественного и коммунального направления на природный газ, что у нас в республике и осуществляется. Сегодня мы не ощущаем тех запахов, что были в 80-ые, бензин стал другой, топливо сейчас экологического класса Евро-5 и выше.

Рушана Ибраева: Нужно развивать комфортный общественный транспорт, тогда и машины не нужно будет всем покупать…

Илдар Хадыев: И электротягу, и электромобили, и пропаганду велосипедов, делать дорожки, и так далее. Все это в комплексе позволит удержать ситуацию на разумном уровне, чтобы в нашем городе жилось и работалось комфортно.

Смотрите также видеоверсию интервью: