Бывшие владельцы «Ишстали» в Башкирии добиваются отмены ареста счетов
Бывшие учредители и топ-менеджмент обанкротившейся компании «Ишсталь» в Башкирии пытаются добиться отмены ареста их счетов. В декабре суд по ходатайству конкурсного управляющего арестовал денежные средства 11 человек на сумму 169,3 млн рублей. Один из них смог добиться снятия обеспечительных мер, другому ответчику этого не удалось, следует из материалов дела.
Конкурсный управляющий ООО «Ишсталь» Алексей Емельянов в декабре 2022 года добился ареста счетов учредителей компании — Артура Аминева, Рината Зайнуллина, Даниса Хилажева, Валерия Ишназарова, Елены и Альфреда Сулеймановых и других. Всего управляющий намерен привлечь 11 контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по долгам компании.
«Конкурсный управляющий ссылался на то, что контролирующими общество “Ишсталь” лицами осуществлялись действия по выводу активов должника, в ходе рассмотрения обособленного спора вероятно совершение ответчиками действий по отчуждению имущества из своей собственности, что в будущем затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта о привлечении данных лиц в качестве контролирующих должника к субсидиарной ответственности по его обязательствам», — говорится в определении суда.
Впоследствии двое бывших руководителей компании — Данис Хилажев и Валерий Ишназаров — доказали в суде, что не причиняли умышленного вреда компании. Хилажев указал, что он проработал в должности гендиректора фирмы лишь три месяца в 2018 году и не успел принять значимых решений. Ишназаров управлял будущим банкротом дольше — около девяти месяцев — и имел 17% доли в уставном капитале. Но он смог доказать, что не совершал сделок по отчуждению имущества должника, а потому не должен отвечать за долги «Ишстали» сейчас. Суд отказался привлекать их к субсидиарной ответственности. Со счетов одного из них — Ишназарова — обеспечительные меры уже сняли.
Тем временем еще одна ответчица, Елена Сулейманова, не смогла добиться снятия ареста со счетов. В суде она указала, что обеспечительные меры оставили ее практически без средств к существованию и не дают заниматься бизнесом. Доводы предпринимательницы не убедили суд — апелляционная и кассационная инстанции оставили арест счетов в силе.
Управляющий партнер Центра по работе с проблемными активами Зоя Галеева сообщила РБК Уфа, что при принятии обеспечительных мер суд, как правило, устанавливает, насколько может быть затруднено исполнение решения, если такие меры не будут приняты, и могут ли ответчики своими действиями дополнительно затруднить исполнение судебного акта.
«При этом суды могут принять во внимание предшествующее поведение ответчиков, направленное, например, на перевод своих активов на третьих лиц в целях защиты активов от притязаний истца. Соответственно, при разрешении вопроса об отмене обеспечительных мер суд устанавливает, насколько их отмена может повлиять на исполнение принятого в будущем судебного акта, и, как правило, оставляет обеспечительные меры в силе до завершения рассмотрения дела», — сказала Галеева.
Как сообщал РБК Уфа, о запуске совместного башкирско-китайского проекта по производству стальной арматуры в Ишимбае стало известно в 2015 году. Инвестором ООО «Ишсталь» со стороны КНР выступило ООО «Проектный институт тяжелой промышленности “Цяо-Лян”». Предполагалось, что зарубежная компания будет владеть 30% совместного предприятия. Будущий завод должен был производить до 320 тысяч тонн проката в год. Инвестиции оценивались в размере до 10 млрд рублей. Проект был включен в число приоритетных и получил поддержку правительства Башкирии.
Строительство завода на площадке машиностроительного предприятия «Витязь» в Ишимбае должно было завершиться в 2016 году. Но вскоре китайский инвестор вышел из проекта, в 2017 году работы на объекте прекратились, а в 2018 он был заморожен. В том же году московская компания «Центр безопасности в строительстве» подала иск о банкротстве «Ишстали» из-за задолженности в размере 1,24 млн руб. В иске отмечалось, что предприятие не рассчиталось за заказанный в 2015 году проект расчетов риска для электроплавильного цеха.
В апреле 2021 года «Ишсталь» была признана банкротом по иску АО «Челябгипромез». Тогда кредиторская задолженность предприятия составляла более 301,5 млн рублей. После этого имущество недостроенного завода выставлялось на торги.
В марте 2023 года конкурсный управляющий Алексей Емельянов подал в Арбитражный суд Башкирии заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих компанию. В списке изначально были 12 человек. ООО «Ишсталь» было подконтрольно предпринимателю Артуру Аминеву (82,5% уставного капитала) и бывшему директору компании Валерию Ишназарову (17,5%).