Башкирия внесет в ГД проект о заверении договоров дарения у нотариусов
Башкирия планирует внести в Госдуму проект поправок в Гражданский кодекс, предусматривающий введение обязательного удостоверения договоров дарения имущества у нотариусов в случаях, если такие сделки заключаются не между близкими родственниками. Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению Госсобрания РБ 8 ноября поддержал включение вопроса о выдвижении инициативы в повестку дня ближайшего пленарного заседания парламента.
Председатель комитета Владимир Нагорный отметил, что упрощенный порядок регистрации договоров дарения через МФЦ создает риск заключения мнимых сделок.
«Ни для кого не секрет, что договор дарения недвижимого имущества, по которому одариваемый и даритель не являются близкими родственниками, на практике зачастую заключается вследствие заблуждения со стороны дарителя относительно природы совершаемой им сделки, сопровождается злоупотреблением правом со стороны одариваемых и содержит признаки мнимой и притворной сделок», — сказал он.
Нотариальное удостоверение таких договоров, в случае принятия поправок, выступит формой социальной защиты имущественных прав граждан, считают в парламенте.
Партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин сообщил РБК Уфа, что необходимость принятия такого закона довольна сомнительна. Введение в сделку дополнительного участника в лице нотариуса, конечно, повысит ее надежность, но и увеличит расходы, считает эксперт.
«Кроме того, я не уверен, что разъяснений нотариуса достаточно, чтобы предотвратить потенциальное мошенничество. Нотариусы все-таки немного формально подходят к разъяснению смысла и значения договора. Также необходимо учитывать, что если уж злоумышленник сумел убедить постороннего человека подарить ему недвижимость, то нотариус за две-три минуты вряд ли заронит сомнения в дарителе. Поэтому предполагаю, что количество мошенничеств вряд ли снизиться и особого смысла в законопроекте нет», — говорит Клеточкин.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай указывает, что авторы поправок по сути предлагают дифференцировать договоры дарения на совершаемые между близкими родственниками и между лицами, не состоящими в близких родственных отношениях. При этом авторы определяют договор дарения недвижимости между близкими родственниками как естественную форму гражданско-правового и семейного взаимодействия, говорит юрист.
«Это утверждение и дифференциация не основаны на законе и скорее противоречат началам гражданского права. Так, выходит, что “неестественным” для гражданского оборота разработчики видят дарение недвижимости между всеми лицами, которые не являются близкими родственниками. Это, безусловно, не так, особенно учитывая принципы равенства участников гражданских правоотношений и свободы договора, а также то, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению. Нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение. Из логики авторов поправок следует, что при дарении недвижимости между близкими родственниками невозможно введение дарителя в заблуждение, его обман, злоупотребление правом со стороны одаряемого», — сказала Тягай.
По словам юриста, непонятно, почему депутаты предлагают вывести из-под проверки сделки между родственниками. Если уж вводить обязательное участие нотариуса в договорах дарения, то пусть они проверяют и отношения между родственниками, полагает эксперт. В целом же предлагаемые изменения не решают проблему злоупотреблений при подобного рода сделках, уверена Екатерина Тягай.
Как сообщал РБК Уфа, в июне Госсобрание вносило этот проект в Совет законодателей, инициатива получила положительное заключение. Депутаты отмечали, что удостоверение сделок дарения у нотариусов станет превентивно-протекционной мерой и защитит имущественные права граждан, так как нотариус разъясняет сторонам смысл и значение договоров.
Парламентарии называли договоры дарения не между родственниками «маркером социального риска», а к «зоне риска» отнесли одиноких пожилых людей, россиян, страдающих психическими заболеваниями и лиц, вступивших в разные секты и другие запрещенные организации. У таких дарителей часто нет знаний и средств для дальнейшего грамотного оспаривания подобных сделок в суде, отмечалось в пояснительной записке к проекту.