Доходы крупных и средних компаний Башкирии в первом квартале упали на 40%
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) крупных и средних организаций в Башкирии в январе—марте 2023 года составил 99,1 млрд рублей. Это на 39,4% меньше, чем в первом квартале 2022 года, сообщает территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ (Башкортостанстат).
За первые три месяца текущего года 72,4% компаний получили прибыль в размере 108,1 млрд рублей, 27,6% организаций — убыток на сумму 9 млрд рублей. В мониторинг не включены предприятия малого и среднего бизнеса, государственные и муниципальные учреждения, банки и некредитных финансовые организации.
Львиная доля всей сальдированной прибыли приходится на предприятия обрабатывающей промышленности — 63,6 млрд рублей (49,1% к январю—марту 2022 года). В оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов доходы крупных и средних компаний составили 12,7 млрд рублей, что в 1,9 раза больше уровня аналогичного периода 2022 года. В обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха доходы составили 10,7 млрд рублей, что на 6,6% выше прошлогоднего значения.
«Доля прибыльных организаций по сравнению с январем—мартом 2022 года не изменилась и составила 72,4%», — сообщает Башкортостанстат.
В сегменте обрабатывающих производств наибольшую прибыльность показали компании, производящие кокс и нефтепродукты — 45,8 млрд рублей, что составляет 43,4% от уровня аналогичного периода прошлого года. Доходы компаний в производстве химической продукции составили 7,4 млрд рублей (86,2%), в производстве продуктов питания — 3 млрд рублей (снижение в 2,4 раза).
Снижается общая эффективность организаций, рассчитанная как разница между выручкой от продажи товаров и затратами на их производство. Совокупная прибыль от продаж составила 74,2 млрд рублей (61,5% к первому кварталу 2022 года) при выручке от продажи в 885 млрд рублей и затратах на производство в 810,8 млрд рублей. Для сравнения, в январе—марте прошлого года прибыль от продаж составляла 120,8 млрд рублей при выручке в 1,03 трлн и затратах в 913,1 млрд рублей.
Совокупный объем долга по обязательствам организаций, включая кредиторскую задолженность и кредиты, на конец марта 2023 года составила 1,34 трлн рублей, из которых просрочено 38,2 млрд рублей, или 2,8%. Из всей суммы 811,7 млрд рублей — это кредиторская задолженность, в том числе просроченная — 34 млрд рублей, или 4,2%. Дебиторская задолженность предприятия составила 1,14 трлн рублей, из которых просрочено 59,6 млрд рублей, или 5,2%.
Доцент департамента экономической теории Финансового университета при правительстве РФ Петр Арефьев считает, что для восстановления финансовых показателей крупному и среднему бизнесу в России понадобится два-три года. За это время предприятия должны перестроить цепочки поставок и процессы, локализовать часть критических производств внутри страны. Тогда можно будет рассчитывать на рост показателей, говорит эксперт.
«Мы не могли не ощутить разрыв цепочек стоимости, в которых участвовала в России. Глобализация — это не шутка. Поэтому промышленный индекс не мог не упасть. С рынка ушло огромное количество брендов. То перестроение, которое мы сегодня наблюдаем, налаживание новых цепочек требуют времени. Прошедшие полгода, год нельзя было пройти без потерь. Нужно искать новых поставщиков, производить свое. Например, ушел производитель двигателей Siemens — нужно начинать производить свои двигатели. Тогда и добавленная стоимость будет создаваться в стране, и мы выйдем более сильными из этого санкционного противоборства», — сказал Арефьев.
Как сообщал РБК Уфа, январе—марте 2022 года сальдированный финансовый результат компаний Башкирии составил 158,8 млрд рублей. Это в 2,9 раза больше, чем за аналогичный период 2021 года. Рост финансовых показателей сохранялся на фоне введения новых санкций, чей эффект в течение года начал сказываться на региональной экономике.
В январе—феврале 2023 года доходы крупных и средних компаний республики составили 81,5 млрд рублей, или 60,9% к аналогичному периоду 2022 года. Таким образом, по итогам первого квартала снижение показателей ускорилось.