Лента новостей
Все новости Башкортостан
СМИ сообщили о планах Байдена баллотироваться в президенты США Политика, 04:27 Эрдоган назвал ошибкой отмену смертной казни в Турции Политика, 04:01 Число жертв авиакатастроф в России выросло в два с половиной раза Общество, 03:54 СМИ сообщили о попытке похищения жены экс-главы Интерпола Политика, 02:51 Bloomberg узнал о появлении шести миллиардеров после продажи Fox Общество, 02:49 Трансплантологи впервые в мире провели забор органов путем лапароскопии Общество, 02:15 Трамп решил сменить главу управления авиации США на фоне крушения Boeing Общество, 01:46 Минэнерго не будет искать замену ушедшему в губернаторы замминистра Политика, 01:37 Рябков счел отказ от доллара защитой экономики стран от действий США Экономика, 01:28 Появилось видео полета истребителей рядом с самолетом Шойгу над Сирией Политика, 00:49 Google представила сервис для запуска игр из браузера Chrome Технологии и медиа, 00:40 Минпромторг предложил «БелАЗу» использовать российские двигатели Экономика, 00:34 В Исландии истребители НАТО подняли по тревоге из-за российских Ту-142 Политика, 00:12 Гепатит в России – почему это касается каждого и как себя обезопасить РБК и Philips, 00:02
Башкортостан ,  
0 
Копать не сеять. Семь юридических проблем сельского хозяйства Башкирии
Министр сельского хозяйства Башкирии Ильшат Фазрахманов написал статью, в которой изложил свое видение проблем отрасли и что нужно сделать для их решения
Фото: Станислав Шахов

Министр сельского хозяйства Башкирии Ильшат Фазрахманов написал статью «Актуальные проблемы совершенствования земельного законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан», которая вышла в издании «Законодательные исследования» тиражом 210 экземпляров. В своей статье министр сформулировал главные юридические проблемы отрасли. РБК-Уфа ознакомился с содержанием труда.

Первая проблема – сокращение площадей сельхозяйственных земель. По данным министра, сейчас таких земель в республике 7,32 млн га, это чуть больше половины площади всего земельного фонда. За последние пять лет территория сократилась на 372 тыс га. В основном сокращение связано с предоставлением земель под индивидуальное и промышленное строительство, дорог, полигонов и др.

Вторая проблема – массовая застройка на землях сельхозназначения.

- В последние годы в районах, граничащих с крупными городами, особенно в Уфимском и Стерлитамакском, за счет скупаемых земельных долей из сельскохозяйственного оборота выводятся сельхозугодия, на которых появляются дачные объединения, начинается массовое строительство жилья. При этом категория земельных участков не изменяется, - пишет Ильшат Фазрахманов.

Третья проблема – сделки с общедолевыми земельными участками. Из-за несовершенства процедур нередки случаи, когда предприниматели и граждане скупают у селян их паи по ценам ниже рыночных, чтобы диктовать условия остальным.

В качестве мер министр предлагает установить административную ответственность чиновников сельсовета за нарушение порядка подготовки общих собраний, увеличить необходимый для регламента кворум присутствующих собственников с 20 до 50%, а также запретить местным администрациям заверять доверенности на куплю-продажу, переуступку, аренду и другие юридические процедуры, связанные с участками.

Четвертая проблема связана с предприятиями, находящимися в стадии банкротства, чьи права на земельные участки включены в конкурсную массу. В период прохождения банкротства, длящегося порой годами, участками не могут пользоваться ни компании, имеющие на них права, ни другие сельхозтоваропроизводители.

- Земли, которые могли бы эффективно использоваться, зарастают бурьяном или используются без документов, что лишает сельхозпроизводителя поддержки, - пишет министр.

По его мнению, республике необходим закон, регулирующий распоряжение земельных участков предприятия, находящимися на стадии банкротства.

Пятая проблема – неиспользуемые земельные участки, которых в республике порядка 200 тысяч га. Больше всего их находится в Белокатайском (16,1 тыс. га), Хайбуллинском (11,8 тыс га) и Учалинском (9,9 тыс. га) районах. Из всех заброшенных участков только половину можно ввести в оборот с минимальными затратами.

По действующему законодательству, если земля используется не по назначению, ее через суд изымают и заново выставляют на публичные торги.

По мнению главы ведомства, несмотря на то, что фактов неиспользования земли в республике достаточно, практика по изъятию в принудительном порядке на сегодняшний день не сложилась. Для этого необходимо тесное взаимодействие федеральных и республиканских органов исполнительной власти.

Еще одна из причин, почему бизнес не хочет брать в аренду или покупать неиспользуемые участки – для их освоения требуются большие вложения. Основные площади неиспользуемых земель находятся в районах Зауралья и Северо-востока. «Предлагаем предоставлять льготы сроком от трех до пяти лет сельхозтоваропроизводителям в виде уменьшения налога на землю и суммы арендной платы», - пишет Ильшат Фазрахманов.

Шестая проблема – зависимость фермеров от воли хозяев паев относительно срока аренды. Одно из условий получения сельхозпроизводителем субсидий от государства – наличие у него участков в собственности или в долгосрочной аренде. Закон, обязывающий предоставлять участки на срок от 3 до 49 лет, распространяется только на государственную и муниципальную собственность, поэтому владельцы паев сдают их только на год. Это приводит к тому, что аграрии из-за сокращения посевных площадей вынуждены возвращать часть помощи, и они не заинтересованы сохранять и улучшать плодородие участка. Чтобы решить эту проблему, нужно сделать единые правила сдачи участков в аренду.

Седьмая проблема – сложный механизм выделения земли через аукционы.

- Местные товаропроизводители, представляющие малый и средний бизнес на селе, не всегда могут конкурировать с другими участниками аукционов, порой не имеющими к сельскому хозяйству никакого отношения, но имеющими финансовые средства для увеличения стартовой цены аукциона, - написано в статье.

По мнению ведомства, нужно вернуться к старой испытанной схеме – распределять участки через конкурсы, когда победитель определяется с учетом специфических критериев. Например, аграрное образование, наличие сельхозтехники, опыт работы в сельском хозяйстве и др.