Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Башкортостан
Пентагон возложил ответственность на Эрдогана за усиление ИГ в Сирии Политика, 02:23 Трамп потребовал от Эрдогана прекратить огонь в Сирии Политика, 01:50 США не выдали визы 18 дипломатам из России для участия в сессии ГА ООН Политика, 01:48 Партия Качиньского получила в сейме Польши 235 мандатов из 460 Политика, 01:20 США ввели санкции против Минобороны и Минэнерго Турции Политика, 01:14 Глава Пентагона пообещал в штаб-квартире НАТО добиться мер против Турции Политика, 00:59 Посольство сообщило о застрявших в аэропорту Барселоны россиянах Общество, 00:35 Кадыров анонсировал визит наследного принца Саудовской Аравии в Чечню Политика, 00:14 СМИ сообщили о задержании экс-майора Дымовского со взрывчаткой Общество, 00:07 Эксперты увидели в законе о значимых сайтах угрозу сервисам бронирования Технологии и медиа, 00:00 Стали известны обладатели Букеровской премии Общество, 14 окт, 23:58 Сборная Украины обыграла Португалию Роналду и пробилась на Евро-2020 Спорт, 14 окт, 23:52 Опрос показал снижение доверия украинцев к деятельности Зеленского Политика, 14 окт, 23:30 Путин обсудил военно-техническое сотрудничество с саудовским королем Политика, 14 окт, 23:14
Башкортостан ,  
0 
Копать не сеять. Семь юридических проблем сельского хозяйства Башкирии
Министр сельского хозяйства Башкирии Ильшат Фазрахманов написал статью, в которой изложил свое видение проблем отрасли и что нужно сделать для их решения
Фото: Станислав Шахов

Министр сельского хозяйства Башкирии Ильшат Фазрахманов написал статью «Актуальные проблемы совершенствования земельного законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан», которая вышла в издании «Законодательные исследования» тиражом 210 экземпляров. В своей статье министр сформулировал главные юридические проблемы отрасли. РБК-Уфа ознакомился с содержанием труда.

Первая проблема – сокращение площадей сельхозяйственных земель. По данным министра, сейчас таких земель в республике 7,32 млн га, это чуть больше половины площади всего земельного фонда. За последние пять лет территория сократилась на 372 тыс га. В основном сокращение связано с предоставлением земель под индивидуальное и промышленное строительство, дорог, полигонов и др.

Вторая проблема – массовая застройка на землях сельхозназначения.

- В последние годы в районах, граничащих с крупными городами, особенно в Уфимском и Стерлитамакском, за счет скупаемых земельных долей из сельскохозяйственного оборота выводятся сельхозугодия, на которых появляются дачные объединения, начинается массовое строительство жилья. При этом категория земельных участков не изменяется, - пишет Ильшат Фазрахманов.

Третья проблема – сделки с общедолевыми земельными участками. Из-за несовершенства процедур нередки случаи, когда предприниматели и граждане скупают у селян их паи по ценам ниже рыночных, чтобы диктовать условия остальным.

В качестве мер министр предлагает установить административную ответственность чиновников сельсовета за нарушение порядка подготовки общих собраний, увеличить необходимый для регламента кворум присутствующих собственников с 20 до 50%, а также запретить местным администрациям заверять доверенности на куплю-продажу, переуступку, аренду и другие юридические процедуры, связанные с участками.

Четвертая проблема связана с предприятиями, находящимися в стадии банкротства, чьи права на земельные участки включены в конкурсную массу. В период прохождения банкротства, длящегося порой годами, участками не могут пользоваться ни компании, имеющие на них права, ни другие сельхозтоваропроизводители.

- Земли, которые могли бы эффективно использоваться, зарастают бурьяном или используются без документов, что лишает сельхозпроизводителя поддержки, - пишет министр.

По его мнению, республике необходим закон, регулирующий распоряжение земельных участков предприятия, находящимися на стадии банкротства.

Пятая проблема – неиспользуемые земельные участки, которых в республике порядка 200 тысяч га. Больше всего их находится в Белокатайском (16,1 тыс. га), Хайбуллинском (11,8 тыс га) и Учалинском (9,9 тыс. га) районах. Из всех заброшенных участков только половину можно ввести в оборот с минимальными затратами.

По действующему законодательству, если земля используется не по назначению, ее через суд изымают и заново выставляют на публичные торги.

По мнению главы ведомства, несмотря на то, что фактов неиспользования земли в республике достаточно, практика по изъятию в принудительном порядке на сегодняшний день не сложилась. Для этого необходимо тесное взаимодействие федеральных и республиканских органов исполнительной власти.

Еще одна из причин, почему бизнес не хочет брать в аренду или покупать неиспользуемые участки – для их освоения требуются большие вложения. Основные площади неиспользуемых земель находятся в районах Зауралья и Северо-востока. «Предлагаем предоставлять льготы сроком от трех до пяти лет сельхозтоваропроизводителям в виде уменьшения налога на землю и суммы арендной платы», - пишет Ильшат Фазрахманов.

Шестая проблема – зависимость фермеров от воли хозяев паев относительно срока аренды. Одно из условий получения сельхозпроизводителем субсидий от государства – наличие у него участков в собственности или в долгосрочной аренде. Закон, обязывающий предоставлять участки на срок от 3 до 49 лет, распространяется только на государственную и муниципальную собственность, поэтому владельцы паев сдают их только на год. Это приводит к тому, что аграрии из-за сокращения посевных площадей вынуждены возвращать часть помощи, и они не заинтересованы сохранять и улучшать плодородие участка. Чтобы решить эту проблему, нужно сделать единые правила сдачи участков в аренду.

Седьмая проблема – сложный механизм выделения земли через аукционы.

- Местные товаропроизводители, представляющие малый и средний бизнес на селе, не всегда могут конкурировать с другими участниками аукционов, порой не имеющими к сельскому хозяйству никакого отношения, но имеющими финансовые средства для увеличения стартовой цены аукциона, - написано в статье.

По мнению ведомства, нужно вернуться к старой испытанной схеме – распределять участки через конкурсы, когда победитель определяется с учетом специфических критериев. Например, аграрное образование, наличие сельхозтехники, опыт работы в сельском хозяйстве и др.