Ферма онлайн. Что мешает аграриям Башкирии торговать через интернет
Как это поможет производителю расширить рынки сбыта и что даст конечному потребителю – рассуждали участники круглого стола «Роль информационных технологий в реализации продукции агропромышленного комплекса», а также опрошенные РБК-Уфа эксперты.
Ринат Шагалин, на момент проведения круглого стола председатель республиканского госкомитета по информатизации, а с субботы - управляющий делами администрации Главы считает, что при заинтересованности всех ведомств можно организовать систему доставки продуктов первой необходимости до потребителя минуя множество посредников, по сути – постоянно действующие ярмарки, но с использованием инструментов цифровой экономики.
- Это позволит расширить рынок для сельхозпроизводителей, в том числе маленьких, которые испытывают дефицит внимания со стороны крупных сетей, им трудно достучаться до потребителя, - говорит он.
По словам чиновника, для стимулирования перехода фермером к современным способам коммуникации и обработки информации, можно прописывать это одним из условий получения субсидии. Что касается платформы, можно привлечь ВЭБ, который как раз ищет подобные проекты и готов их финансировать.
- В Башкирии уже есть несколько площадок, позволяющих покупать у фермеров как населению, так и бизнесу. Но ни одна из них в той мере, в какой хотелось бы видеть, не работает, так как нет мер их поддержки, нет должного сопровождения, нет положительных историй, - говорит заместитель министра сельского хозяйства Башкирии Юрий Лысов.
По мнению заместителя министра, люди быстро разочаровываются, и площадки работают в вялотекущем режиме. Если же найдутся команды, готовые работать и с производителями, и с покупателями, ведомство готово оказать поддержку.
Как считает специалист по стратегическому развитию Центрально-Азиатской международной торговой электронной площадки Марина Григорьева, такого рода интернет-площадки должны быть ориентированы в первую очередь на экспорт башкирской сельхозпродукции.
- Какую бы качественную и конкурентную сельхозпродукцию мы ни производили, так или иначе нам нужно выходить на международный рынок. Плюсы от внедрения – повышение объемов сбыта продукции, возможность выхода на международный рынок представителям малого и среднего бизнеса, а не только крупным игрокам, - говорит она.
Как рассказал председатель комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Госсобрания Башкирии Расул Гусманов, в конечной стоимости продукции бюрократическая оставляющая около 30%. Если реализовать продукцию через современные каналы, можно на конечном пункте добиться снижения цен, что даст социальный эффект.
- Реальная наценка гораздо больше – порядка 40-50%. К примеру, производители картофеля сдают его на оптовые рынки с наценкой 15-20% от себе стоимости, потом продавцы накручивают еще 30-40%. Исключение – рынок меда, производители стараются продавать его сами без посредников, - говорит предприниматель и агроблогер Артур Идельбаев.
По мнению эксперта, власти ничего не должны делать для развития площадок, так как это чистый бизнес, и желающих работать на нем спасут только технологии, предприимчивость, знание логистики и рынка. А рынок – огромный.
- По моим расчетам, рынок чеснока с частных подворий составляет 2,5 млрд рублей в год, но им никто, кроме бабушек не занимается – все возят из Китая. Большим успехом пользуется деревенская курица, а ее найти трудно, мало кто выращивает домашний картофель – свободных сфер очень много, - говорит Артур Идельбаев.
Глава фермерского хозяйства «Шаймурат» Артур Нургалиев также считает, что подобные интернет-площадки со временем научатся продвигать себя сами, без поддержки государства. Пока же сдерживающий фактор их развития – падение реальных доходов и покупательской способности населения, которое все больше переходит с говядины на курятину. Как следствие – нестабильный спрос.
- Мы пробовали работать с одной из площадок, но не задалось – нам не подошли условия. Хозяева площадки требовали гарантий предоставить определенное количество продукции по первому требованию, при этом, не гарантировав взамен, что ее купят. Мы продавали через «Фейсбук» ягоды, горох, молоко и сметану собственного производства, но это мизерный процент от нашей валовой выручки, - говорит он.