Суд прекратил дело «Башкиравтодора» о взыскании с бюджета 3,8 млрд
Арбитражный суд Башкирии оставил без рассмотрения иск компании «Башкиравтодор» к ГКУ «Управление дорожного хозяйства РБ» (УДХ) о взыскании 3,8 млрд рублей убытков. Поводом стало то, что истец, по мнению суда, перестал интересоваться ходом дела и не проявлял инициативу.
«На судебное заседание 3 марта 2023 года стороны явку не обеспечили, истец вновь не представил письменную позицию по актуальности рассмотрения спора. Явка истца была признана судом обязательной. Суд также указал на возможность оставления иска без рассмотрения в связи с утратой у истца интереса к предмету спора. Оставление иска без рассмотрения возможно в том случае, когда у суда имеются основания полагать, что заявитель не проявляет никакой инициативы в разрешении его спора судом», — говорится в определении.
«Башкиравтодор» еще может обжаловать это постановление в апелляционном порядке. РБК Уфа обратился в компанию за комментариями.
Руководитель офиса юридической фирмы «Арбитраж.ру» Артем Комсюков сообщил РБК Уфа, что утратой интереса к делу суд может счесть неявку истца на судебные заседания два раза подряд.
«В силу прямых указаний норм АПК РФ суд имеет право оставить иск без рассмотрения при указанном бездействии со стороны истца, если ответчик не настаивает на рассмотрении. Данное процессуальное решение означает, что дело не рассмотрено по существу. То есть истец сможет еще раз обратиться с данным заявлением без каких-либо последствий. На самом деле, в данном случае вызывает вопросы поведение суда — при принятии искового заявления сразу же перед истцом поставлен вопрос об интересе к делу», — сказал Комсюков.
Управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров обращает внимание, что оставление искового заявления без рассмотрения не означает прекращения производства по делу.
«Это не лишает истца права вновь обратится в Арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без рассмотрения. Несмотря на то, что есть специальная норма по поводу неявки истца в силу статьи 222 ГПК РФ, судебная практика разнообразна, и суды по-разному подходят к толкованию положений этой статьи», — сказал Жаров.
Руководитель практики «Экология и природопользование» коллегии адвокатов «Регионсервис» Андрей Переладов указывает, что поскольку отказа от исковых требований не было, дело не было прекращено, и формально спор о взыскании убытков, вытекающих из договора подряда, не разрешен.
«Перспектива взыскания именно убытков в рассматриваемом случае маловероятна, так как нет противоправности в действиях заказчика. Условия договора им соблюдены, цена, которая определена договором, выплачена. А вот для возможности взыскания неосновательного обогащения перспективы могут быть совершенно иные. Явная несоразмерность стоимости работ может быть при определенных обстоятельствах квалифицирована как неосновательное сбережение средств заказчиком. На возможность взыскания неосновательного обогащения может повлиять способ заключения договора, а также поведение сторон до заключения договора и во время его выполнения», — говорит Переладов.
Эксперт отмечает, что в подобных спорах зачастую не обходится без проведения судебно-строительной экспертизы для точного установления размера неосновательного обогащения.
Как сообщал РБК Уфа, в начале января 2023 года государственный дорожно-строительный подрядчик АО «Башкиравтодор» обратился с иском о взыскании 3,8 млрд рублей с ГКУ УДХ. В эту сумму предприятие оценило убытки, понесенные при строительстве трассы Бирск — Тастуба — Сатка. В 2017 году «Башкиравтодор» заключил с УДХ государственный контракт на реконструкцию первой и второй очередей трассы в Дуванском и Караидельском районах республики. Сумма контракта составила 3,15 млрд рублей. Финансирование выделяется из бюджета региона. Работы должны быть завершены до конца 2023 года. По данным компании, в сумму не было заложено последующее удорожание проекта, из-за чего предприятие понесло убытки.
«Башкиравтодор» неоднократно обращался к заказчику с предложением изменить стоимость работ, но безрезультатно. В связи с этим компания решила подать в суд. В Управлении дорожного хозяйства республики РБК Уфа сообщили, что не согласны с требованиями подрядчика.
Весной 2022 года стало известно о финансовых проблемах АО «Башкиравтодор». Компания закончила 2021 год с убытками в размере 1,4 млрд рублей. Позднее несколько кредиторов заявили о намерениях обанкротить госпредприятие. В министерстве земельных и имущественных отношений республики в свою очередь заявили, что организация финансово устойчива, а признаков банкротства нет. Тем не менее, в конце 2022 года Минземимущества приняло решение о докапитализации предприятия.
Зарегистрированное в 2010 году АО «Башкиравтодор» является крупнейшим дорожно-строительным подрядчиком республики. Оно находится в собственности региона. Компания обслуживает 24 тысячи километров дорог и 1,6 тысячи километров мостов и путепроводов. В составе предприятия есть 53 дорожно-строительных управления, собственный завод по ремонту машин, учебный центр, мощности по добыче и производству стройматериалов. По итогам 2021 года выручка компании составила 9,9 млрд, а чистый убыток — 1,4 млрд рублей.
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе ВКонтакте.