Проект восстановления порта в Агидели разработает краснодарская фирма
Минтранс Башкирии заключил контракт с компанией «Научный подход» из Краснодарского края на разработку технико-экономического обоснования проекта восстановления речного порта «Агидель». Компания снизила начальную цену в три раза — с 7,4 млн до 2,46 млн рублей. Всего на торги заявлялось пять организаций, одна заявка была отозвана, победитель предложил максимальный дисконт.
Источником финансирования работ выступит региональный бюджет. Обоснование должно быть готово в течение 150 дней. В обязанности исполнителя войдет определение экономической эффективности и основных технико-экономических показателей проекта для обеспечения грузооборота порта в объеме до 5 млн тонн в год на период до 2040 года.
В обязанности подрядчика войдет проведение экономических изысканий и оценка грузовой базы проекта, разработка основных решений объектов инфраструктуры порта, оценка стоимости проекта, строительства и эксплуатации объекта, разработка финансовой и ивнестиционной модели и предложений по организационно-правовой форме.
«На основании полученных статистических данных и программ социально-экономического развития на период до 2040 года, выполнить анализ перспективного рынка грузоперевозок железнодорожным, автомобильным, речным транспортом, определить объем и номенклатуру грузоперевозок, включая грузопоток по отраслям (лесная, нефтяная, нефтехимическая, обрабатывающая, сельскохозяйственная промышленность, производство нерудных строительных материалов и другие)», — значится в описании объекта закупки.
В состав проекта должна быть включена информация по строительству перспективной железнодорожной линии Уфа — Благовещенск — Бирск — Агидель с указанием потенциального грузооборота, видов и номенклатуры грузов, а также ориентировочной стоимости ее возведения. Должны быть разработаны предложения по капремонту объектов причальной, портовой и вспомогательной инфраструктуры порта, ремонту железнодорожной ветки Агидель — Нефтекамск и прилегающих к порту дорог, оценка стоимости ремонта и покупки погрузочно-разгрузочного, кранового и другого оборудования, а также вариант организации нефтеналивного терминала. Также в обязанности исполнителя войдет подготовка эскиза генплана порта.
Как сообщал РБК Уфа, власти Башкирии планируют создать в декабре 2025 года особую экономическую зону портового типа «Агидель». Создание ОЭЗ с восстановлением грузового речного порта в городе включено в состав прорывных проектов развития республики, курируемых вице-премьером страны, куратором ПФО Дмитрием Чернышенко.
О планах по созданию этой ОЭЗ в Агидели сообщал премьер-министр Башкирии Андрей Назаров на губернаторской сессии «Сделано в регионах — сделано в России» в рамках Международного экспортного форума в октябре 2022 года. Он отмечал, что новая особая зона будет иметь выход на пять морей: Каспийское, Черное, Белое, Балтийское и Азовское. Также власти рассматривают вопрос строительства железнодорожной ветки «Уфа — Агидель», ориентированной на развитие грузового порта в Агидели. Ранее власти Башкирии рассматривали вопрос включения Агидели в ОЭЗ «Алга», но от этих планов отказались из-за отсутствия в городе крупных инвестпроектов.
Речной терминал в Агидели строили в 1980-х годах для нужд атомной электростанции. С закрытием проекта АЭС порт был заброшен, сегодня он находится в ветхом состоянии. Порт может принимать суда «река-море» с водоизмещением до 10 тысяч тонн.
По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, ООО «Научный подход» зарегистрировано в марте 2012 года в поселке Сириус Краснодарского края. 99% уставного капитала компании принадлежит ее руководителю Денису Якобчуку, 1% — Национальному исследовательскому университету «МЭИ». В 2022 году организация получила прибыль в размере 13 млн рублей при выручке 16 млн рублей.