Кассация утвердила претензии ФАС к реализации транспортной реформы в Уфе
Арбитражный суд Уральского округа в Екатеринбурге оставил в силе решения Арбитража Башкирии и 18-го апелляционного суда в Челябинске по спору мэрии Уфы с региональным управлением Федеральной антимонопольной службы о нарушениях в рамках реализации транспортной реформы. Все три инстанции утвердили решение ведомства о признании администрации города нарушившей закон о защите конкуренции.
В 2020 году в УФАС с заявлениями обратились местная Ассоциация пассажирских перевозчиков и компания «Альянс СКД», организации пожаловались на действия мэрии при утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на 2019–2023 годы. В документе, принятом в январе 2019 года, значилась отмена ряда дублирующих маршрутов и перевод маршрутов с нерегулируемым тарифом на регулируемый (в Уфе по такому тарифу работает только госперевозчик «Башавтотранс»). Тогда УФАС обязало мэрию внести изменения в планирование, но поправки муниципалитета не устроили ведомство, после чего антимонопольная служба завела дело в отношении администрации и в декабре 2020 года признала ее нарушившей конкурентное законодательство. Специалисты посчитали, что в действиях мэрии имелись признаки ограничения и устранения конкуренции на рынке муниципальных перевозок.
Мэрии предписали внести изменения в спорный документ, однако муниципалитет обратился в Арбитраж Башкирии с требованием признать незаконным решение антимонопольного ведомства. К делу в качестве третьих лиц привлекали ассоциацию перевозчиков, частных перевозчиков Фаниса Батырова, Виктора Искалина, компании «Регион-Авто», «Альянс СКД», «Башавтотранс», Минтранс региона и др. Суды установили, что действия по оптимизации маршрутной сети Уфы «приведут к выгоде и преимуществу одному хозяйствующему субъекту, которому установлен регулируемый тариф — ГУП "Башавтотранс"».
В кассационной жалобе администрация заявляла, что все ее действия законны и нацелены на обеспечение населения транспортными услугами. Представитель мэрии отмечал, что в документе планирования предлагалось отменить и три маршрута «Башавтотранса», а значит, отдельным перевозчикам при разработке плана предпочтения не отдавались.
«Администрация полагает, что изменение вида перевозок не ограничивает конкуренцию на рынке регулярных перевозок. Отмечает, что поскольку ни в одном правовом акте федерального, регионального или местного уровня не указано, что перевозку по регулируемым тарифам не могут осуществлять частные перевозчики, заложенное в установленном порядке в документ планирования изменение вида тарифа с нерегулируемого на регулируемый не создает каких-либо преимущественных условий государственным перевозчикам», — говорится в материалах суда.
Кассация не согласилась с доводами мэрии и оставила в силе решения судов. Опрошенные РБК Уфа эксперты ранее отмечали, что переход частных перевозок на регулируемый тариф, равнозначный с госперевозчиком, размывает принципы коммерческого формата ведения бизнеса пассажирских перевозок. В ассоциации перевозчиков Уфы отмечали, что такие действия мэрии могли привести к полному уходу частников с рынка.
Как сообщал РБК Уфа, транспортная реформа началась в Уфе в октябре 2018 года. На первом этапе с рынка перевозок устранили нелегальных перевозчиков, работающих без заключенного с мэрией контракта. На втором этапе с дорог Уфы убрали все пазики, заменив их автобусами среднего и большого классов.