РБК-Аналитика: Сколько и какой еды производят в Башкирии
Говоря о пищевой промышленности Башкирии, власти отчасти прикрывают ее от критики двумя тезисами. Первый: «На сегодняшний день дефицита продукции в регионе нет, в достаточном объеме производятся все основные виды продукции, входящие в социальную корзину». То есть социальную роль отрасль исправно исполняет. Второй: на упрёки в преобладании на полках товаров из других регионов чиновники отвечают тем, что «ни одна республиканская структура сегодня не работает на то, чтобы закрыть рынок от завоза».
В отношении продуктов из соседних регионов нет какой-то чёткой программы, подобной программе импортозамещения. С одной стороны, озвучивается немало лозунгов в духе «Покупай своё», ведутся переговоры с крупными ритейлерами, вкладываются средства в бренд «Продукт Башкортостана» и т.д. С другой стороны, на какие-то шаги всерьёз в этом направлении власти Башкирии пока не решились. Соседний Татарстан, например, оградил свой водочный рынок, создав преимущество собственному производителю. Это сделало татарское госпредприятие лидером российского рынка, но спровоцировало скандал с участием ФАСа, Росалкогольрегулирования и неясными последствиями: о конфликтной ситуации на днях писала газета РБК.
В целом пищевая промышленность Башкирии показала в 2016 году положительные результаты: индекс производства продукции составил здесь около 103%. В последние годы бывало хуже, когда индекс колебался на уровне 93 – 95%, причём кризисным стал для нее не только «очевидный» 2015-й, но и 2013 год.
В 2016-м в Башкирии максимально выросло производство сгущенного молока (на 60%), а упало заметнее всего – производство колбасы (на 16,1%). Такое же падение показывает по итогам 11 месяцев и сахар, однако минсельхоз рассчитывает, что уточненная статистика за декабрь сильно уменьшит этот «минус». Мы стали производить больше: мяса (+32%, полуфабрикаты +18%), круп (+20%), муки (+16%), мороженого (+13%), цельного молока (+7,5%), нерафинированного растительного масла (+7%) и плодоовощных консервов (+6%). Интересно, что выросло производство всех видов напитков, кроме пива. Больше всего – безалкогольных (+19%), в «плюсе» минеральная вода (+9,5%) и водка (+2,7%).
Помимо колбасы и сахара, в антирейтинг вошли мясные консервы (-14%), сливочное масло (-10%), кондитерские изделия (-10%), замороженные мясные полуфабрикаты (-7%), пиво (-7%), молоко и сливки в твердых формах (-4%), хлеб (-4%) и рафинированное масло (-3,6%).
Проблема с мукой: тренд на снижение переломили
Рост производства муки на 16% минсельхоз Башкирии объяснил РБК-Уфа успехами двух главных производителей, на которые приходится около 90% всего объема продукции: это Давлекановский и Сибайский элеваторы.
В последнее время разрыв между урожаем зерна в Башкирии, который год за годом бил рекорды (и в 2015-м, и в 2016-м собрано по три млн тонн), и объемом производства муки, который колебался на уровне 60 – 80 тыс. тонн, был особенно разительным. В прошлом году глава регионального управления ФАС Зульфира Акбашева обратила внимание властей Башкирии на то, что «до 88% муки завозится из других регионов». Тогдашний министр сельского хозяйства Николай Коваленко был вынужден признать, что «в последние годы наши предприятия сократили переработку зерна, хотя в прошлом году нам удалось немного увеличить этот показатель за счет запуска завода в Сибае, а в этом году мы планируем модернизировать давлекановский и рощинский заводы».
Как следует из нынешней статистики, эти меры привели к некоторому результату. Впрочем, объем производства муки еще не вернулся даже к показателю 2013 года, а в 2011-м объем продукции почти вдвое превышал нынешний. Тогда же Николай Коваленко признал, что «больше инвестпроектов в этой сфере мы пока не видим». Некоторые инвестпроекты после этого, впрочем, анонсировались, но они носили, скорее, экзотический характер: так, было объявлено о намерении египетских компаний строить элеваторы в Башкирии, но конкретных шагов в этом направлении сделано не было. При этом регион планирует довести урожай зерна до 4 млн тонн, но тогда проблема с глубокой переработкой продукции станет еще острее.
Падение по хлебу – повсеместное
Минсельхоз назвал снижение производства хлеба «стабильным»: согласно пояснению ведомства, «тенденция сокращения объемов выпечки наблюдается у всех крупных производителей продукции в среднем на 2 – 8%». Из четырех крупных производителей, на долю которых приходится половина всего хлеба в Башкирии, два снизили производство на 9% (уфимский «Восход» и Нефтекамский хлебокомбинат), АО «Уфимский хлеб» – почти на 8%, Стерлитамакский комбинат – на 4,5%. Более того, количество хлебопекарных производств в Башкирии сократилось с 2012 года вдвое (с 380 до 174), кондитерских производств – на четверть (со 127 до 94).
Все четыре названных производителя – частные: Башкирия довольно долго пыталась избавиться от последнего государственного актива – основного пакета акций «Уфимского хлеба». Пакет в 49% акций несколько раз выставлялся на продажу, в конце концов его ожидаемо купил владелец другого пакета – ООО «Уфа-Инвест», таким образом став владельцем трех четвертей акций предприятия.
Собеседник РБК-Уфа, представляющий сферу пищевой промышленности, объяснил, что снижение объемов производства - общая проблема крупных хлебокомбинатов. Одна из причин - конкуренция со стороны малых пекарен. Кроме того, собственные пекарни открыли почти все крупные ритейлеры.
Молоко не то, чем оно кажется
Показатели по производству молока и молочной продукции в Башкирии всегда были противоречивы. С одной стороны, регион вот уже несколько лет лидирует в России по объемам производства: ежегодно его выпускается около 2 млн тонн, 1 млн из них в прошлом году отправился в федеральный фонд интервенций. С точки зрения самообеспеченности Башкирии молока выпускается на 28% больше, чем потребляет сама республика (данные Госкомторга). С другой стороны, производители и власти говорят о недостатке сырья. В сентябре Рустэм Хамитов рассказал, что «нам только кажется, что мы производим много молока. Средняя загрузка сегодня около 70%. Это говорит о том, что просто физически нет молока. У нас есть ряд предприятий, которые завозят молоко из Татарстана, Удмуртии, Оренбургской области».
Такие противоречия отчасти объясняются фактором сезонности, отчасти – ростом производств. Основные производители, опрошенные РБК-Уфа, признавали, что часть сырья приходится закупать вне Башкирии, но иногда это делается «для подстраховки» (так охарактеризовали ситуацию на «Уфагормолзаводе», где реально закупают вне республики не больше 5% сырья).
Рост по объемам цельномолочной продукции в минсельхозе объяснили тем, что увеличили производство шесть основных предприятий, на которые приходится почти половина продукции. При этом «Уфамолагропром» (филиал «Вимм Билль Данна») увеличил производство на треть, еще у двух крупных производителей в Илишевском и Дюртюлинском районе этот показатель вырос на 20%.
Однако по другим видам молочной продукции производство упало: если по молоку и сливкам в твердых формах на 4,2%, то по сливочному маслу более заметно – на 10,6%. В министерстве говорят, что это «обусловлено сокращением объемов у предприятий, занимающих около треть рынка», причем у некоторых (в частности, у Дюртюлинского комбината) это связано со «сложным финансово-экономическим положением». И он, и стерлитамакский «Аллат», и давлекановский комбинат снизили производство масла почти на 20% каждый, но антирекорд принадлежит «Миякимолзаводу» (марка «Белое облако»). Он сократил производство сливочного масла на 70%.
Водка: Казахстан капитулировал?
На протяжении нескольких лет отрасль, представленную в Башкирии государственным монополистом – АО «Башспирт», лихорадило. Еще в 2015 году ситуация подробно рассматривалась в исследовании РБК-Уфа: против уфимского предприятия, в состав которого входят пять заводов, сыграл целый ряд факторов. Оно потеряло крупных лицензиаров (в частности, украинский «Немирофф»), сказалась общая ситуация на алкогольном рынке России, когда падение производства водки достигало 20% в год, а также сложность конкуренции с более дешевой продукцией из соседнего Казахстана. Проблеме казахской водки правительство Башкирии посвятило не одно обсуждение, поскольку именно с ее нашествием на отдельные районы республики власти связывали резкую потерю в акцизных сборах. При этом риторика варьировалась от темы недобросовестной конкуренции до объявления казахской продукции суррогатом. Впрочем, в 2016 году эта тема уже не поднималась.
Таким образом, если в 2012 – 2013 годах Башкирия производила около 4,5 тыс. декалитров водки ежегодно, то впоследствии объемы упали в полтора раза, и в последние годы колеблются на уровне 2,7 – 2,8 тыс. декалитров. Нынешний (2016 года) «плюс» в 2,7%, по мнению властей, мог бы быть значительнее, но весной «Башспирт» проходил лицензирование и снижал объемы производства.
При этом предприятие увеличило выпуск спирта на 14,8%, что обусловлено заключением долгосрочных контрактов о поставке продукции в Красноярск, Тюмень, Московскую область и Удмуртию, а также в Туркменистан и, внимание, Казахстан. Таким образом соседнее государство превратилось из главной помехи алкогольному производству Башкирии в партнера.
Пиво: всё решает собственник
Падение объема производства объясняют тем, что в регионе работают заводы двух крупных мировых холдингов – «Efes» (Уфа) и «Heineken» (Стерлитамак). Соответственно, по словам пресс-службы минсельхоза, «их объемы по решению руководства могут быть скорректированы». Эксперты, ранее опрошенные РБК-Уфа, рассказали о «негибкости местных властей в плане предоставления льгот пивоварам». Еще два-три года назад холдинги начали переносить часть производства в другие регионы, власти которых оказались более сговорчивыми. А поскольку именно пиво приносило 70% алкогольных акцизных поступлений в бюджет Башкирии, минфин сразу ощутил результат.
Власти начали действовать и в 2016 году освободили обоих крупных производителей от налогов на собственность, высказав надежду, что это обеспечит их «устойчивую работу» и «положительную динамику поступлений в бюджет». Сейчас уже можно сказать, что радикально ситуацию это не переломило. Объем пивоварения в 2016 году был вдвое меньше показателя 2011 года (21,7 против 40 тыс. декалитров). В 2015 году, до введения льгот, пивовары произвели 23,6 тыс. декалитров. Впрочем, и падение на 7% вместо прошлогодних 25% – тоже результат.
Коротко об остальном
В производстве мяса (+18,2%) основную роль сыграло наращивание объемов у пяти основных производителей, занимающих более половины рынка. Это, в частности, совхоз «Рощинский», АО «Альшей-мясо» и птицеводческий комплекс им. Гафури (Мелеузовский район), получивший крупную господдержку. Рост производства крупы (+20,7%) обеспечили шесть производителей. Правда, по оценке главы УФАС Зульфиры Акбашевой, «у нас в регионе практически никто не упаковывает крупы: нет упакованной гречки, пшена, муки. На прилавках вы в основном видите «Макфу», «Увелку», еще «Снежную королеву» – привозные из соседних регионов».
Колебания в статистике по растительному маслу «на совести» Чишминского завода, нарастившего объемы нерафинированного, но снизившего объемы рафинированного масла. Второй крупный игрок, «Маячный элеватор» (Кумертау), пока может быть назван, скорее, потенциальным: цеха запущены в июне, мощность производства составили 120 тонн в сутки. Ожидается, что в 2017 году они возрастут втрое, а к 2018-му – вчетверо. В прошедшем году строительство получило статус приоритетного инвестпроекта.
Снижение производства колбасы объясняют уменьшением торговых заявок, заметнее всего ударившим по двум производителям: у мясокомбината «Сава» (г. Туймазы) их объем сократился на 26,3%, у БПК им. Гафури – на 15,2%. Суммарно они занимают половину колбасного рынка.
Если сравнивать с советским временем
Сопоставление продовольственной статистики 2016 года с показателями Башкирской АССР* возможно только по нескольким видам продуктов. Публиковавшаяся тогда статистика иначе объединяла многие группы товаров.
По двум пунктам современный Башкортостан точно обошел свои советские достижения. Прежде всего, это пиво: сегодня его выпускают вдвое больше, чем в 70-х – 80-х, когда объем производства колебался в районе 4,8 – 4,9 тыс. декалитров. Чуть меньше, чем сегодня, БАССР производила сахара: в 1981 году – 116,1 тыс. тонн, что примерно соответствует показателям за 11 месяцев 2016 года.
На этом положительная динамика заканчивается. Сегодняшнее производство кондитерских изделий примерно соответствует показателю 1965 года и вдвое меньше, например, 1980 года. По сливочному маслу – трудно даже определить, когда его производили так мало, потому что уже в 60-х его в Башкирии выпускали вдвое больше. Производство водки соответствует объемам 1965 года и почти вдвое меньше объемов 1980-го.
Две позиции из статистики БАССР отсутствуют в современной: это производство макаронных изделий (37,8 тыс. тонн в 1980 году) и чая (10,5 т. в 1981 году). Причина в том, что промышленное производство и того, и другого в Башкирии прекращено.
* Башкирия в Союзе ССР: статистический сборник к 50-летию СССР (Уфа, 1982).