Перейти к основному контенту
Башкортостан ,  
0 

Илдар Хадыев: ситуация в экологии Башкирии напряженная, но стабильная

В рамках совместного проекта «Интервью» министр природопользования и экологии Республики Башкортостан Илдар Хадыев рассказал о ситуации с выбросами и бытовыми отходами в Башкирии
Илдар Хадыев: ситуация в экологии Башкирии напряженная, но стабильная

Рушана Ибраева (сайт РБК-Уфа): Этот год объявлен годом экологии. Пока мы много говорим о природных парках, это хорошо. Но есть прекрасная чистая природа, а есть загрязненные города. Что будет сделано хорошего для городов в год экологии?

Илдар Хадыев: Мы живем в красивой, развитой республике, в которой есть и промышленность, и сельское хозяйство, и множество природных красот и объектов, и все это нормально сбалансировано.

У нас достаточно напряженная экологическая ситуация в крупных промышленных центрах, этого никто не отрицает, но сегодня можно сказать, что ситуация стабилизирована. Наблюдается снижение выбросов в атмосферу, в том числе благодаря вложениям в сферу охраны окружающей среды предприятий-флагманов, которые в условиях конкуренции рынка будут вынуждены менять технологии и привлекать лучшие из них, а новые технологии, безусловно, снижают нагрузку на экологию. У нас не ухудшается ситуация с водными объектами. За последние 10 лет, с 2005 по 2015 годы, было достаточно много различных вложений в очистные сооружения и промышленных предприятий, и муниципалитетов. Города Башкирии уже не фигурируют в списках населенных пунктов с самым загрязненным воздухом и водой. Другое дело, что вложения в охрану окружающей среды недостаточные, нужно их увеличивать (РБК писал, что компания «Роснефть», - основной владелец уфимских нефтеперерабатывающих заводов - заявляла, что «значительная часть оборудования [после покупки «Башнефти»] находилась в неудовлетворительном состоянии», заводы ощутимо изношены, так как были построены в конце 1930-х — начале 1940-х годов. - от ред.). Сегодня тенденция перехода на наилучшие доступные технологии поддерживается государством. Если предприятие меньше воздействует на окружающую среду, оно меньше платит в бюджет штрафов и взносов (ранее РБК-Уфа сообщал, что только 12,7% предприятий Башкирии, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, платят установленные за это сборы в бюджет - от ред.).

О контроле за воздухом в городах

Рушана Ибраева: Кто отслеживает, соответствуют выбросы предприятий нормативам, или нет? У вас есть необходимые средства, чтобы вовремя и оперативно это отследить, и наказать предприятие?

Илдар Хадыев: Существует целая система государственного мониторинга. Этим занимается Росгидромет, у них посты есть по всей республике. На региональном уровне мониторингом занимаются автоматические станции контроля загрязнения атмосферного воздуха, эти станции есть и у предприятий.

Рушана Ибраева: А несанкционированные выбросы, которые происходят часто по ночам и в выходные дни, вы можете зафиксировать? Мобильная лаборатория, насколько я знаю, одна, она - на разрыв. Будут выделены средства по приобретение дополнительных?

Илдар Хадыев: Надо понимать, что есть федеральный контроль, это Росприроднадзор, и большинство промышленных гигантов относятся именно к федеральному уровню. Есть региональный контроль – это мы. В данной работе мы, безусловно, взаимодействуем. Мы не можем не реагировать на сигналы от населения, поскольку живем в нашей республике, это наш город, наша столица, жалуются наши люди. Когда от населения поступают сигналы о выбросах, как правило, это ночью происходит, все наши мобильные лаборатории выезжают и отбирают воздух.

Рушана Ибраева: Сколько у вас лабораторий?

Илдар Хадыев: У нас есть управление государственного аналитического контроля, в нем - 2 мобильные передвижные автомобильные лаборатории, которые должны оперативно реагировать. Но мы можем при необходимости привлекать и передвижные станции предприятий. В прошлом году во время аварии на газопроводе в Сергеевке случился выброс сероводорода, который все ощутили, и для того, чтобы ситуацию держать под контролем, мы просили помощи у «Башнефти», у «Полиэфа». Они задействовали свои передвижные автомобильные станции, за что мы им очень благодарны. В республике должна быть целая сеть из таких станций, как минимум десяти. Сейчас их четыре - в Стерлитамаке две, в Уфе тоже две две, в этом году появится станция в Салавате. В Уфе есть задача поменять начинку в старых станциях, которые уже не соответствуют современным требованиям и технологиям. До 2019 года эта программа должна завершиться.

О мусоре

Руслан Рахимов (телеканал РБК-Уфа): Еще одна большая программа до 2020 года, которую вы приняли и которую вам необходимо выполнять – это совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами. Расскажите, что делается? Насколько я понимаю, по темпам реализации этой программы мы все-таки отстаем… 

Илдар Хадыев: Надо понимать, что решение проблемы отходов за счет бюджета сегодня отходит на второй план. Никогда мы не достигнем строительством с помощью бюджетных средств такого количества полигонов, чтобы оно соответствовало формирующимся сегодня отходам. Но республика здесь выглядит достаточно достойно, поскольку все предыдущие годы полигоны строились, и они являются стартовой базовой, основой новых отношений, куда может прийти бизнес.

Руслан Рахимов: Мусоросортировочные и мусороперерабатывающие заводы?

Илдар Хадыев: Имеются ввиду и перевозка, и сортировка, и обработка отходов, и, безусловно, глубокая обработка, когда из вторичных материалов будет производиться продукция. Надо формировать цепочку от гражданина - образователя отходов до конечного потребителя, получателя этой продукции, то есть бизнеса.

С 1 января 2019 года появится соответствующая строчка в тарифах за коммунальную услугу, и начнется работа регионального оператора. Сейчас ведется подготовительная работа по отбору региональных операторов, и формирование того предпринимательского пула, который займется этой сферой. Сегодня в ней работает порядка 100 предпринимателей.

Для нас каждый предприниматель, который занимается мусоропереработкой, нужен и желателен, и чем быстрее он появится, тем лучше. Мы понимаем, что с 2019 года в одночасье не произойдет переход от одной модели работы с мусором к другой. Будет достаточно длительный переходный период, и наличие игроков на этом рынке для нас архиважно. Мы делаем ставку и на предпринимательство, которое сегодня есть, и на крупный бизнес.

Рушана Ибраева: В конечном итоге население будет нести финансовую нагрузку, оплачивая дополнительные тарифы.

Илдар Хадыев: Ключевой принцип здесь такой - загрязнитель платит. Мы все с вами в этом смысле плательщики, поскольку покупаем товары, тут надо понимать, что есть ответственность производителей и импортеров - они должны и будут иметь право сами утилизировать свои товары, а если они сами не утилизируют, то платят сбор. Мы с вами - образователи мусора, мы должны будем платить за те услуги, которые избавят нас от него.

Руслан Рахимов: Илдар Римович, насколько я знаю самое сложное в мусоросортировке - это именно его сортировать. Можно ли наладить работу так, чтобы жители сами его сортировали?

Илдар Хадыев: Тема очень интересная. Сегодня мы видим, что во дворах Уфы стоят разные виды контейнеров: для опасных отходов, сеточки для пластиковых бутылок и обычные контейнеры.

Рушана Ибраева: Пока их очень мало.

Илдар Хадыев: Их мало, но надо понимать, что три разных вида отходов должны тремя потоками попасть в разные места, и если мы сегодня три контейнера погрузим в одну машину, кто будет потом опять этот мусор сортировать? Получается, только на уровне контейнеров сортировать бессмысленно. Поэтому сегодня формируется каждый поток по отдельности, формируется рынок ПЭТов - есть бизнес, заинтересованный эти ПЭТы превращать в гранулы, на подходе рынок опасных отходов. Тут уже не рынком пахнет, а решением социальной задачи. Благодаря проекту «Экобокс» у нас 10 тысяч таких боксов должно появиться по республике, и это уже отдельный поток отходов.

Вообще, в сортировке отходов важно разделить органическую часть и неорганическую. Дальше уже есть техника, которая отбирает разные виды мусора благодаря разной парусности, магнитам и т.д.

Рушана Ибраева: Важно и население к этому приучить, какую-то разъяснительную работу проводить, это тоже средства.

Илдар Хадыев: Да, это тоже очень непросто, в Германии, например лет десять немцев приучали к порядку, и даже сегодня не все идеально. Нужна целая система, чтобы раздельный сбор работал и давал возможность нашим сознательным гражданам в этом участвовать. Это непросто, поскольку у нас есть мусоропровод, в мусоропроводы кидают все подряд. Если заварят мусоропроводы, и все будут вынуждены носить отдельные пакеты в контейнеры, представьте, что будет твориться в многоквартирном доме.

Руслан Рахимов: Когда появятся полноценные мусоросжигающие или мусороразделывательные предприятия в Башкирии?

Илдар Хадыев: Сжигать отходы – это точно не наш путь, хотя мы его рассматривали, даже японцы приезжали, речь шла не о сжигании, а о плазменной газификации, это очень дорогое решение. Его экологические последствия тоже не так однозначны, там очень дорогие фильтры, и в целом дорогое обслуживание, будет соблазн экономить на этих фильтрах.

Мы не видим сжигание в качестве оптимального способа утилизации, наш приоритет – отбирать из мусора по максимуму все, что отбирается, превращать его в продукцию, а остальное хоронить на полигонах. Сейчас технологии позволяют так упаковать эти остатки, что они многократно уменьшаются в объеме. И они будут уже за счет микроорганизмов и почвенных процессов потихоньку распадаться и обеззараживаться.

Об автомобильных выхлопах

Руслан Рахимов: Сегодня проблема номер один – это выбросы в воздух от автомобилей. Как будет решаться эта проблема? Говорили о программе по переводу в частности муниципального транспорта на газовое топливо как один из вариантов решения проблемы, сегодня что в приоритете?

С одной стороны, мы радуемся, что жители республики больше всех купили автомобилей, значит, они могут себе это позволить. С другой стороны, мы видим пробки и загазованность. Вклад в загрязнение воздуха со стороны автомобильного транспорта относительно промышленности все увеличивается, это проблема всех миллионников. Системным решением здесь являются транспортные развязки, умные светофоры, перевод автомобилей общественного и коммунального направления на природный газ, что у нас в республике и осуществляется. Сегодня мы не ощущаем тех запахов, что были в 80-ые, бензин стал другой, топливо сейчас экологического класса Евро-5 и выше.

Рушана Ибраева: Нужно развивать комфортный общественный транспорт, тогда и машины не нужно будет всем покупать…

Илдар Хадыев: И электротягу, и электромобили, и пропаганду велосипедов, делать дорожки, и так далее. Все это в комплексе позволит удержать ситуацию на разумном уровне, чтобы в нашем городе жилось и работалось комфортно.

Смотрите также видеоверсию интервью:

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Все новости Башкортостан
В футболе проверят новые способы наказать вратаря за затягивание времени Спорт, 14:35
Россияне рассказали о давке и «информационном вакууме» в аэропорту Дубая Общество, 14:31
Программу бесплатной газификации расширили на садоводческие товарищества Недвижимость, 14:28
«Аэрофлот» объявил расписание вылета задержанных в Дубае рейсов Общество, 14:26
В Goldman Sachs назвали риски для цены биткоина после халвинга Крипто, 14:24
В производство металлоконструкций в Башкирии инвестируют ₽20 млн Башкортостан, 14:23 
Какие инструменты общения выбирают начальники и что плохо работает Pro, 14:14
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Над Брянской областью уничтожили украинские метеозонды Политика, 14:13
Песков рассказал о пожеланиях к Дурову быть «очень-очень внимательным» Политика, 14:07
ФСБ задержала двух жителей Саранска за съемку стратегических объектов Политика, 14:06
Песков объяснил, почему сроки визита Путина в Турцию еще не согласованы Политика, 13:58
Как ускорить возврат долга в суде Pro, 13:57
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 13:57
В Нидерландах призвали передать Киеву доходы от активов России Политика, 13:50