Страховщиков Башкирии обвинили в саботаже системы «единого агента» ОСАГО
Соглашение о работе в рамках системы «единого агента» по выдаче полисов ОСАГО исполняется страховыми компаниями в Башкирии «формально и некорректно». Об этом заявили сегодня представители регионального отделения общественной организации «Общероссийский народный фронт». Заявление, в котором действия страховщиков названы саботажем, публикует сегодня агентство «Башинформ». Активисты организации ссылаются на результаты рейда по офисам страховых компаний в Уфе, ранее альтернативный обход офисов четырех компаний совершили журналисты региональной редакции «Коммерсанта». Издание пришло к выводу, что «первая неделя запуска в Башкирии системы «единого агента» ОСАГО не принесла ощутимого результата».
Как уже писал РБК-Уфа, эксперимент с «единым агентом» был введен с 30 августа на фоне кризиса автогражданского страхования в ряде районов Башкирии. Правительство региона инициировало через Центробанк включение Башкирии в число девяти «токсичных регионов» России, где работа на рынке ОСАГО стала невыгодна страховщикам. На федеральном уровне обсуждалась ситуация в Кумертау, где выдача полисов прекратилась вообще, а убыток страховщиков достиг, по данным их российского профсоюза, 270%.
Идея «единого агента» заключается в том, что игроки рынка фактически лишаются возможности уклоняться от оформления полисов в проблемных регионах. Их полисы распространяются в порядке жребия через все офисы вовлеченных в эксперимент компаний.
По данным, распространенным ОНФ, с 1 по 13 сентября в Башкирии было оформлено 925 полисов в рамках системы «единого агента», а всего такая услуга доступна в 29 точках продаж по республике. «Если в первый день работы «единого агента» шесть выданных в Башкирии полисов можно было объяснить необходимостью технической отладки процесса, то сегодняшние чуть более ста выдаваемых в сутки (имеются в виду рабочие дни. – РБК-Уфа) полисов и непрекращающиеся жалобы граждан показывают, что соглашение исполняется формально и некорректно», – заявил представитель организации. ОНФ обратился к Российскому союзу автостраховщиков (оператор системы «единого агента») с просьбой «разобраться и навести порядок».
«Соглашение предполагает, что в офисах страховых компаний появляется дополнительный «альтернативный» канал продаж. То есть как минимум это должен быть еще один продающий ОСАГО сотрудник, у которого есть полисы разных страховых компаний. На деле компании саботируют соглашение: функцию «единого агента» выполняет тот же самый сотрудник, который продает полисы самой этой страховой компании, ровно с той же пропускной способностью – 10-12 человек в день. Доступность обязательного страхования для людей никак не меняется – те же 2-3 суток в очереди», – сказано в обращении.
Журналисты «Коммерсанта» обошли офисы четырех крупных компаний в Уфе и пришли к выводу, что «клиентов по-прежнему заносят в списки очередников, в которых фигурирует от 300 до 1000 автовладельцев и более. В день один офис в среднем оформляет от 3 до 10 полисов». Вне очереди полисы оформляются с существенной доплатой, либо с оформлением дополнительных страховых услуг. В одной из компаний журналистам сообщили, что «списков очередников после подключения к «единому агенту» стало два: обычный и на получение через новую систему. Оформить полис через «единого агента» можно будет не раньше конца сентября».
Сами представители рынка страхования считают, что пока работает эффект отложенного спроса, и прошло еще слишком мало времени, чтобы можно было судить об эффективности системы «единого агента».
По данным Центрального банка, ОСАГО в Башкирии в первом полугодии не было убыточно для страховщиков, но низкий доход (около 87% собранных сумм было выплачено по страховым случаям) не позволяет говорить о выгоде этого вида страхования. Чистый убыток работа по ОСАГО принесла шести страховым компаниям из 28, в том числе «Росгосстраху», на долю которого приходится около 60% рынка. При сборах 1,52 млрд он выплатил автовладельцам Башкирии 1,61 млрд рублей.