Страховщики объяснили малый эффект от «единого агента» ОСАГО в Башкирии
В Башкирии продолжается активное обсуждение кризиса с ОСАГО. Ожидалось, что введение «единого агента» по выдаче полисов (действует еще в восьми регионах России) снизит напряженность в этой сфере, но очереди за полисами сохраняются на уровне 150 – 250 человек в каждом страховом офисе. Такие данные были озвучены сегодня на первом заседании специально созданной рабочей группы при Госсобрании Башкирии. Об ее создании было объявлено накануне.
Руководитель группы Наиль Самигуллин заявил, что «в связи с введением «единого агента» ожидалась нормализация, но проблема очередей не решена». Напомним, вчера РБК-Уфа сообщил о том, что с заявлением о «саботаже» страховщиками эксперимента выступило местное отделение общественной организации «Общероссийский народный фронт». Сегодня в парламенте сами страховщики могли объяснить, с чем, на их взгляд, связана пробуксовка эксперимента.
Все они объяснили недостаточный эффект «единого агента» тем, что его «инструменты не предусматривают дополнительных ресурсов, прежде всего, человеческих. Мы выполняем эту функцию бесплатно». Это слова директора уфимского филиала «РЕСО-Гарантия» Елены Рябовой, которая рассказала, что в возглавляемом ею филиале полисы, которые выдаются в рамках системы «единого агента», составляют пока 10% от общего числа. Кстати, в опубликованном вчера заявлении общественной организации также говорится о том, что «функцию «единого агента» выполняет тот же самый сотрудник, который продает полисы той же самой страховой компании, ровно с той же пропускной способностью, доступность обязательного страхования для людей никак не меняется».
Елена Рябова считает, что на ликвидацию очередей нужно больше времени, поскольку это связано с решением оргвопросов – например, с созданием дополнительных подразделений. Иршад Ахмеров, директор филиала «Согаза», согласен с ней в том, что «человеческих ресурсов не хватает. Мы запросили у головного офиса дополнительные штаты, на это нужно время, около месяца».
Алексей Булатов, глава «Общества защиты прав водителей», заявил, что страховщики не развивают систему «единого агента», потому что не заинтересованы в этом: «На днях я оформлял ОСАГО, и интереса ради попросил оформить полис по системе «единого агента». Мне ответили: «А вам зачем, какая вам разница?». Никому из сотрудников это не надо, зарплату за это не платят». У потребителя, действительно, не возникает желания оформлять полис именно по «единому агенту», потому что он все равно отстоял очередь или оплатил дополнительные услуги, чтобы пройти без очереди.
Среди других причин, которые назвали страховщики, преобладали также организационные. Например, небольшие компании, которые «физически» не присутствуют в Башкирии, участвуют в эксперименте по «единому агенту», а значит, вынуждены создавать представительства: «Им приходится здесь появляться, весь страховой рынок находится в движении». В качестве примера Елена Рябова назвала страховую компанию «Надежда»: «Их представителя в Башкирии нет, но мы уже продали 40 их полисов».
Участники совещания называли разные сроки возможного снижения напряженности в ситуации с ОСАГО: от конца сентября до конца октября (такой срок озвучил зампредседателя Нацбанка Башкирии Радмир Ганеев). Прозвучали и некоторые предложения, которые может рассмотреть Госсобрание Башкирии, чтобы выступить с законодательной инициативой на федеральном уровне. В частности, представители Госсобрания и Нацбанка согласны с тем, что оформление полисов ОСАГО по принципу «единого агента» можно было бы вывести из офисов страховых компаний в сеть МФЦ. Был озвучен проект запрета практики отказа страховщиков от лицензии по ОСАГО как от убыточной (по такому пути в регионе пошла, в частности, страховая группа «Уралсиб»). «Если ты хочешь отказаться от убыточной части лицензии, – отказывайся от всей», – сформулировал этот принцип Радмир Ганеев.