Перейти к основному контенту
Уфа: проблемы и перспективы ,  
0 

Исследование РБК: появится ли скоростной общественный транспорт в Уфе?

Планы создания скоростных систем пассажирского транспорта в Уфе разрабатываются с 80-х годов прошлого века, но так и остаются планами. РБК-Уфа разбирался, почему ни один проект до сих пор не реализован
Фото: bashinform.ru
Фото: bashinform.ru

Закопанные планы

В далеком 1981 году комиссия Госплана СССР одобрила решение о строительстве в Уфе метрополитена. Уфимская «подземка», проектирование которой началось в 1988 году, должна была соединить промышленный север и исторический центр. Линия проектировалась от железнодорожной станции «Бензин», далее вдоль улицы Ульяновых, проспекта Октября, улицы 50-летия Октября до перекрестка Ленина и Октябрьской революции. Общая длина путей между крайними точками маршрута – 16,5 км, из которых около 7,3 км приходилось на первый пусковой участок от станции «Бензин» до станции «Бульвар Муссы Гареева».

Проектирование первой очереди метро завершилось в 1993 году, но дальше всё уперлось в вопрос финансирования проекта. По самым общим подсчетам, на строительство и пуск в эксплуатацию первого 7 километрового участка уфимского метрополитена от Черниковской промзоны до начала проспекта Октября в ценах середины 2000-х годов могло понадобится около 30-35 млрд. рублей. Общая стоимость почти 17 километров подземных путей от станции «Бензин» до Гостиного двора оценивалась в 50 миллиардов рублей. Все попытки городских и региональных властей получить федеральные средства на строительство метро к успеху так и не привели. В итоге при очередной корректировке Генплана Уфы в 2006 году пункт о строительстве метрополитена был исключен, а его проект сдан в архив.

По железной дороге

Городские власти начали искать варианты более дешевых альтернатив на основе скоростного наземного транспорта. В 2004 году ЗАО «Ленпромстройпроект» предложил использовать для внутригородских перевозок уфимский участок железной дроги, являющейся частью Транссиба, где к уже существующим пассажирским платформам для электричек планировалось создать несколько новых.

Фото: bashinform.ru

С самого начала эта идея вызывала множество вопросов. Еще в конце 1980-х институт «Нижегородметропроект» сделал вывод о «невозможности использовать внутригородскую железную дорогу для пассажирских перевозок из-за её удалённости от жилых кварталов, сложности подхода и подъезда».

Но идея городской электрички была воплощена в жизнь. В сентябре 2012 года по маршруту Дема-Шакша стали ходить электропоезда, на которых этот путь можно было преодолеть примерно за 42 минуты вместо 1,5 часов на автобусе. Однако после двух месяцев работы проект был закрыт – электричкой воспользовались всего около 1 тысячи человек. Вторично она была запущена 15 сентября 2015 года, однако из-за низкой загрузки вскоре пришлось отменить движение по выходным. По данным уфимской администрации, с начала работы городской электричкой воспользовалось около 60 тысяч человек, то есть в среднем 7,5 тысяч в месяц.

При этом в январе-апреле 2016 года общественный транспорт Уфы ежемесячно перевозил порядка 17,5 миллионов человек, из них 90% - автобусами. Численность автобусов, работающих на городских маршрутах оценивается приблизительно в 3,5-4 тысячи единиц. Если рассчитать число пассажиров, перевозимых в месяц каждым из них, получится, что городская электричка (семь поездов по четыре вагона) перевозит примерно столько людей, как и два автобуса. По данным ОАО «БашкортостанскаяППК», убытки от ее работы в этом году могут составить 14 млн рублей

Как сообщили в администрации Уфы, привлекательность городской электрички будет повышаться путем создания на маршруте транспортно-пересадочных узлов, где пассажиры электропоездов смогут пересесть на другой общественный транспорт или припаркованный на специально оборудованной стоянке личный автомобиль. При этом к процессу модернизации станций планируется подключить частных инвесторов (их давно ищут, но пока конкретной информации по ним нет), которые смогут размещать на них свои бизнес-объекты. Ранее заявлялось о том, что транспортно-пересадочные узлы будут созданы на станциях «Дема», «1629 километр», «Парковая», «Спортивная» и «Шакша».

Наряду с удаленностью железнодорожных путей, проект городской электрички осложняет тот факт, что она ходит по участку Транссиба с интенсивным движением грузовых составов, что сказывается на расписании. Решением могло бы стать строительство дополнительных путей так называемого Южного железнодорожного обхода Уфы (через Чесноковку и Русский Юрмаш), позволяющего перераспределить грузовой трафик и снизить нагрузку на уфимский участок путей. Однако средства на этот капиталоемкий проект найти так и не удалось.

Скоростной вагон

Еще одна идея, возникшая у городских властей - создание скоростного трамвая, первая линия которого должна была пройти частично по земле, частично – по эстакаде вдоль улицы Блюхера на участке от «Госцирка» до «ГДК». Финансировать проект стоимостью несколько миллиардов рублей планировалось с привлечением средств Европейского банка реконструкции и развития.

Фото: ufacity.info

В апреле 2013 года под линию началась вырубка леса, что вызвало большой общественный резонанс, который в конченом итоге привел к остановке работ. На запрос РБК-Уфа о перспективах проекта скоростного трамвая в администрации ответили, что в настоящее время рассматривается возможность строительства трамвайных путей по улице Российской на участке от Госцирка до ул. Трамвайной и линии от кольца «Зеленая Роща» до кольца «Госцирк». Эти пути в случае постройки позволят связать центр и север Уфы. Ранее РБК-Уфа писал, что концепция развития муниципального электротранспорта Уфы предполагает построить в городе до 2033 года более 83 км новых путей. На это требуется 26,4 миллиарда рублей. 

В администрации не уточнили, что проекты новых трамвайных линий они будут реализовываться с привлечением средств частных инвесторов. При этом эксперты сомневаются в возможности привлечения внебюджетных средств.

- В городах Европы все большую популярность получает более дешевый, чем метро , наземный легкорельсовый транспорт, так называемый скоростной трамвай, - говорит директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ НИУ Константин Трофименко. - Однако даже европейские муниципалитеты не могут позволить себе реализовывать такие проекты полностью за свой счет и активно привлекают средства в рамках концессий, где инвестору может быть предоставлена, к примеру, земля рядом с новыми станциями скоростного транспорта. В нашей стране такая схема, к сожалению, практически не работает. На развитие скоростного транспорта в России также негативно влияет низкая платежеспособность населения, делающая большинство проектов заведомо убыточными. Проезд в скоростном трамвае стоимостью 1-2 евро вполне приемлем для жителей ЕС, но слишком дорог для большинства россиян. В итоге оператору часто не удается окупить даже себестоимость перевозок. В условиях падения доходов граждан и местных бюджетов, развивать капиталоемкие скоростные транспортные системы будет весьма затруднительно.

Метробус

Планы развития метробуса в Уфе также разрабатывались. Под этим термином обычно понимается транспортная система с автобусами большой вместимости, передвигающихся по обособленным путям, обеспечивающим большую скорость движения и независимость от пробок. В качестве возможного маршрута метробуса назывался проспект Салавата Юлаева. На запрос РБК-Уфа в мэрии уточнили, что проект находится в стадии обсуждения. Однако он также вызывает вопросы специалистов.

Фото: bashinform.ru

- Я плохо представляю себе возможность создания в Уфе скоростной автобусной линии, - говорит зампредседателя Союза автопредпринимателей РБ Владимир Варицкий. – На проспекте Октября для этого нужно как-то убрать все перекрестки, а проспект Салавата пока просто не приспособлен для работы пассажирского транспорта. Вариант, когда по выделенной автобусной линии, к примеру, на проспекте Салавата Юлаева или Октября ходят автобусы большой вместимости, а пассажиров с периферийных районов к ним подвозят «Газели» и ПАЗы также имеет свои недостатки. Прежде всего, на основном выделенном маршруте нужно оборудовать множество посадочных пунктов, площадок отстоя и разворотных колец, что возможно далеко не везде. Но самое главное, пассажирам из-за пересадок придется оплачивать проезд не один, а два-три раза, что сделает общественный транспорт менее доступным.

По словам экспертов, введение единого билета на разные виды транспорта кажется выходом только не первый взгляд. Из-за более высокой себестоимости перевозок он все равно будет дороже, чем беспересадочный проезд в одном трамвае или автобусе, а при сохранении низких цен, потребует дополнительных бюджетных дотаций.

На недавней пресс-конфереции глава городской администрации Ирек Ялалов сказал, что «развивать рельсовый транспорт мы сейчас не можем, поскольку это требует огромных средств – десятков миллиардов рублей. В Китае, где в этой сфере в последние годы заметен большой прогресс, финансирование таких программ осуществляет Пекин, а не муниципальный и региональный бюджет, как у нас». Основной путь, на который сейчас ориентируется мэрия – это развитие автобусного транспорта, работающего на газе.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Башкортостан
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
ПВО уничтожила пять беспилотников над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00