Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Башкортостан
Кириенко заявил, что регионы «возьмут шефство» над районами ДНР и ЛНР Политика, 19:20
«Сбер» продал Okko, «Эвотор» и другие активы экосистемы Бизнес, 19:09
Что такое бенчмарк простыми словами Инвестиции, 19:07
Владелец брендов Reserved и House заявил об открытии магазинов в России Бизнес, 19:05
Ак Барс Банк представил новый продукт на рынке исламских финансов РБК +, 19:03
Бундестаг лишил экс-канцлера Шредера части привилегий за связи с Россией Политика, 19:02
В Госдуме предложили проводить собрания жильцов через «Госуслуги» Недвижимость, 18:58
Штрафы по ДНК: правила экологичного выгула собак Партнерский проект, 18:56
Что можно и нельзя делать с долларами и евро. Актуальное руководство Инвестиции, 18:47
Названы города с наибольшими скидками на квартиры Недвижимость, 18:44
Fan ID заработает на шести стадионах на старте нового чемпионата России Спорт, 18:44
Акции Cisco обвалились на 14% после разочаровывающего отчета и прогнозов Инвестиции, 18:37
Какие умные системы помогают не заснуть за рулем Партнерский проект, 18:31
Главы Генштабов России и США пообщались впервые с начала спецоперации Политика, 18:30
Как делают бизнес в Башкирии ,  
0 

Как предприниматель из Казахстана подарил гостиницу башкирскому селу

Фото: Рушана Ибраева
Фото: Рушана Ибраева

Подарил – в данном случае самое точное слово: Медведков Анатолий Павлович, владелец гостиницы «Судовая гора» в поселке Тирлянский Белорецкого района не считает ее бизнесовым проектом, не делает бизнес-планов и не ждет окупаемости – а вложено в отель уже порядка 50 млн рублей, из которых как минимум 10 можно было сэкономить. «Если бы сам присутствовал при строительстве и следил за ним лично, сумма была бы меньше», - говорит Анатолий Павлович. Но он все основное время проводил в Казахстане, где у него была крупная компания, сфера деятельности которой – производство и поставки продуктов питания со всего мира. Была – потому что сейчас она находится в процессе банкротства. Как говорит Анатолий Павлович, с принятием нового законодательства работать в Казахстане стало сложно. Он принял решение возвратиться на родину, и именно здесь стал, по его признанию, абсолютно счастлив.

Гостиница, построенная на месте бывшего коровника
Гостиница, построенная на месте бывшего коровника (Фото: Рушана Ибраева)

Анатолий Медведков родился в Тирлянском 77 лет назад. Тогда поселок процветал. В начале 19 века здесь был образован железоделательный завод, где перековывали в железо чугун, доставляемый с Белорецкого завода. Основное население поселка – потомки переселенцев из центральной части России. Это до сих пор заметно в архитектуре домов – таких наличников и ворот, как в Тирляне, я больше нигде в Башкирии не встречала.

Сейчас от былого процветания ничего не осталось. Все производства закрыты. Подорвало положение поселка и настроение жителей прорыв плотины, который случился в 1994 году. На низинную часть поселка, где располагались промышленные объекты, станция узкоколейной железной дороги, линии электроснабжения и связи, водопровод и большое количество частных жилых домов, обрушился водяной вал высотой около десяти метров. Стихия нанесла огромный материальный ущерб и унесла около 30 человеческих жизней.

Сегодня люди просто оставляют свои дома и уезжают. По всему поселку стоят заброшенные избы с провалившимися крышами, заколоченными ставнями. Анатолий Медведков все это видел, приезжая к родственникам, и, по его словам, «душа болела». Гостиница – один из способов вдохнуть в поселок новую жизнь.

У поселка есть хороший туристический потенциал. В 25 километрах – Белорецк и горнолыжный комплекс Мраткино, в 20 километрах в другую сторону – знаменитые скалы Инзерские зубчатки, с которых видны главные вершины Южного Урала – Иремель (туда тоже организуются походы из Тирляна) и Ямантау, рядом хребет Ялангас, Журавлиное болото – исток реки Тирлян.

Инзерские Зубчатки
Инзерские Зубчатки (Фото: Рушана Ибраева)
Вид с Зубчаток 
Вид с Зубчаток  (Фото: Рушана Ибраева)
Вид с Зубчаток
Вид с Зубчаток (Фото: Рушана Ибраева)

Pro
Фото: Shutterstock Поставки газа в ЕС падают. Что будет с акциями «Газпрома»
Pro
План на ближайшие 5 лет: что ждет ИТ-инфраструктуру компаний в РФ
Pro
Фото: David McNew / Getty Images Как сильно стагфляция может ударить по экономике в 2022 году
Pro
Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии
Pro
Фото: Michael Fortsch / Unsplash Как Украина осваивает криптовалюты на фоне российской спецоперации
Pro
Фото: Hulki Okan Tabak / Unsplash Как изменились условия покупки ВНЖ за границей из-за санкций: обзор
Pro
Как в России будут продавать товары с «недружественным» патентом
Pro
Как участнику госзакупок отстоять свои права в период перемен: 5 советов

Еще одна достопримечательность – бывшая узкоколейная железная дорога от станции Запрудовка, расположенной вблизи Катав-Ивановского завода, через Тирлян до Белорецкого завода. Ее строительство было начато частной немецкой фирмой в конце 1909 года и длилось четыре года. Белорецкая железная дорога стала выдающимся достижением инженерной мысли: очень непросто было провести 145 километров рельсового пути через многочисленные горные перевалы. В 1912-1914 годах силами наёмных китайских рабочих была построена 16 километровая ветка до Журавлиного болота, где добывали торф. С середины 20 века старый узкоколейный путь стал использоваться все реже и реже, но по состоянию на конец 2003 года узкоколейная линия от Белорецка до Тирляна оставалась жива, на ней еще было нерегулярное движение. Последний участок Белорецкой узкоколейной железной дороги был разобран в 2007 году.

Мечта Анатолия Павловича – восстановить дорогу и пустить по ней туристические поезда. Он и сам был готов вложить в нее миллионы долларов, пока не возникло проблем с основным бизнесом в Казахстане.

В самом поселке тоже есть на что посмотреть: рядом с руинами завода стоит огромное железное колесо со спицами. Это один из двух приводов, вращающих когда-то прокатные станы. Запруда речки Тирлян – довольно живописное место, летом там можно купаться, вокруг грибные леса и отсутствие нормальных дорог, что так нравится любителям гонок по бездорожью.

Пруд в Тирляне
Пруд в Тирляне (Фото: Рушана Ибраева)

Под гостиницу был взят полуразрушенный коровник на высоком пригорке. По сути, здание было отстроено заново. Сейчас в нем две сауны, несколько номеров различного уровня комфорта, столовая, которая превращается то в банкетный зал для гостей и для местных жителей, которые тоже приобщились к культуре проведения праздников вне дома, то в конференц-зал для совещаний и мастер-классов. Здешняя домашняя кухня ценится гостями и местными жителями, куры живущие при гостинице, несут яйца, повара сами пекут хлеб. Варенье из шишек, свой мед, травяные чаи – все это подают к столу.

У владельцев была идея взять под новый корпус гостиницы одно из заброшенных зданий 19 века, в которых когда-то располагалось заводоуправление. Но администрация поселка здание не отдала, сославшись на то, что нет законных оснований для его передачи (поскольку развалины никому не принадлежат, то непонятно, как их оформлять), но Анатолий Павлович говорит открыто, что администрация просто хотела получить какую-то выгоду для себя – нельзя же так просто взять и отдать то, что кому-то вдруг понадобилось. Пока думали, в здании произошел пожар. Сейчас развалины местные жители потихоньку растаскивают, металлические перекрытия, например, сдают в металлолом. От уникальной старинной лестницы уже ничего не осталось.

Развалины бывшего заводоуправления, которые не дали предпринимателю 
Развалины бывшего заводоуправления, которые не дали предпринимателю  (Фото: Рушана Ибраева)
Нижний большой корпус заводоуправления тоже постепенно разваливается 
Нижний большой корпус заводоуправления тоже постепенно разваливается  (Фото: Рушана Ибраева)

В хозяйстве Анатолия Павловича – квадроциклы, два вездехода для заброски туристов в труднодоступные места. А здесь такими можно назвать все места, кроме Белорецка, до которого – асфальтовая дорога. Популярные у туристов зубчатки находятся в 20 км, но к ним ведет лесная дорога, которую тяжелые грузовики лесопромышленной компании, которая занимается в Белорецком районе заготовкой леса, разбили до непроходимого состояния. До того, как началась лесозаготовка, до Зубчаток можно было доехать на жигулях, вспоминает Анатолий Павлович. Сейчас транспортировка туристов – один из видов бизнеса, которым занимается местное население. Умельцы ставят на шасси от вездехода кузов «Газели», и на этом «агрегате» возят туристов в горы. На нем же везли спасателей и полицейских на место трагедии, случившейся на Зубчатках в сентябре, когда альпинисты сорвались со скал, погибла девушка и получил серьезные травмы молодой человек.

Так выглядит дорога до Зубчаток в самый живописный сезон
Так выглядит дорога до Зубчаток в самый живописный сезон (Фото: Рушана Ибраева)

Немного проще становится зимой, когда грязь замерзает, снег отчасти выравнивает дорогу и она становится гораздо проходимее. Но зима бывает не всегда. «Если бы государство помогло нам отсыпать дорогу, и мы бы обеспечили стабильный поток туристов», - говорит Анатолий Медведков.

В среднем выручка гостиницы составляет порядка 100 тысяч рублей в месяц. Прибыль вкладывается в развитие и в продвижение, в основном, через поисковик Яндекс и соцсеть вконтакте.

Конкурентов в округе пока немного. «Чем больше будет таких отелей, чем больше развития в районе, тем лучше для нас», - говорит Анатолий Медведков.

На Новый год все места в гостинице «Судовая гора» были забронированы еще в сентябре.


По данным муниципалитета, на территории Белорецкого района насчитывается 59 объектов туристско-рекреационного назначения, в том числе 2 горнолыжных центра, 2 спортивно-оздоровительных комплекса, 2 санаторно-курортных организации и другие. Совокупный номерной фонд района составляет 1 586 номеров, число койко-мест – 4 390 единиц. Развивается частный рынок аренды жилья. По итогам 2016 года объем налоговых платежей туриндустрии составил 99,5 млн рублей. Белорецкий район является участником кластера «Горные курорты Башкирии «Легенда Урала». Для продвижения данного проекта ведется работа по организации скоростного железнодорожного сообщения между городом Уфа и ТРК «Горные курорты Башкирии «Легенды Урала» по принципу так называемой «узкоколейки».

Материалы к статье
Авторы