Маршрутки в тупике: чем кончится борьба с «нелегалами» на дорогах Уфы?
Конфликтная ситуация, связанная с перевозками пассажиров в Уфе, из «острой фазы» перешла в хроническую. Такой вывод можно сделать, наблюдая за тем, как меняется риторика участников спора, да и сама ситуация на дорогах. Последняя – почти не меняется. Количество нарушений со стороны «газелистов» и водителей «пазиков» растет, общественный транспорт Уфы регулярно подвергается критике на всех уровнях. Между тем, заметно, что попытка «молниеносной войны» против нелегальных перевозчиков захлебнулась и начался долгий юридический спор. Кто прав, кто виноват и каковы шансы, что на дорогах что-то изменится в ближайшее время?
Кто победил в «войне перевозчиков»
Еще год-полтора назад казалось, что пассажирский транспорт в Уфе ждет «революция». Власти всех уровней повторяли, что так дальше жить нельзя, имея в виду то ржавые «пазики», то беспредел «газелей». Ссылались при этом то на опыт Казани, где маршрутные микроавтобусы вывели с улиц, то на Минск, то на Петербург. Обуздать дикий бизнес пытались и раньше, например, путем введения билетов единого образца, но кончалось всё одинаково: перевозчики по-тихому «динамили» чиновников. «Час Х» для Уфы настал 15 июля 2016 года. С этого дня изменилось федеральное законодательство. В этот же день ГИБДД (с операцией «Автобус»), Ространснадзор, мэрия Уфы и Госкомтранс Башкирии выступили единым фронтом против «нелегальных перевозчиков». Началась облава и транспортный коллапс (впрочем, представители мэрии до сих пор напоминают, что, «в принципе, ни один район города не был парализован, просто люди привыкли уезжать моментально»).
Любопытный факт. Протоколы, составленные во время операции (сообщалось, что их более двухсот – за четыре дня), продолжают оспариваться в судах, штрафы не оплачены. Активность ГИБДД, действовавшей «в интересах Ространснадзора», была подставлена под сомнение прокуратурой. Главный автоинспектор Башкирии Динар Гильмутдинов, в июле 2016-го выступавший в СМИ главным спикером в борьбе с нелегальными маршрутками, в феврале 2018-го заявляет о том, что «легальные, нелегальные – это не наше дело. Органы ДПС контролируют только безопасность дорожного движения, других полномочий у нас нет».
Проблемы, приведшие к коллапсу, назывались временными: сообщалось, что вот-вот город и республика (она курирует межмуниципальные рейсы) приведут новые конкурсы на маршруты. «Нелегалы» либо войдут в новое юридическое поле, либо уйдут с рынка. Однако 2017 год не внес ясности. Все конкурсы, проводившиеся мэрией и Госкомтрансом, были опротестованы ФАС. Новый виток противостояния начался было весной 2017-го, когда Горсовет Уфы принял новые правила организации пассажирских перевозок: это решение сопровождалось ожесточенными дискуссиями, а буквально на следующий день из-за спора вокруг маршрутов был убит один из активистов «войны перевозчиков», как это именовалось в СМИ. К тому же, по факту эти решения Горсовета не заработали (как раз из-за позиции ФАС), и, как сообщает сейчас мэрия в редакцию РБК-Уфа, год спустя уже «возникла необходимость обновления решений Горсовета, регулирующих организацию транспортного обслуживания населения». В начале 2017-го власти анонсировали также новую волну облав на дорогах, «когда закончится учебный год и общественным транспортом перестанут пользоваться студенты и школьники», однако обещанная кампания так и не началась. Нелегальные перевозчики начали ездить с табличками «Экскурсионный».
По оценке мэрии, сегодня нелегалами можно назвать 32% маршруток на улицах Уфы, и «соотношение постепенно меняется в сторону увеличения доли официальных перевозчиков». С другой стороны, количество претензий к «пазикам» и «газелям», зачастую старым, грязным, с сомнительными водителями, не уменьшается. В декабре 2017-го глава Башкирии посетовал, что «на сегодняшний день в Уфе общественный транспорт – это анахронизм, пережиток конца ХХ века. Пока ситуация не улучшается». По данным, озвученным Динаром Гильмутдиновым, в 2017-м количество нарушений ПДД, совершенных водителями автобусов, выросло на 40% (впрочем, количество ДТП снизилось почти на 7%). 97 водителей были остановлены в нетрезвом виде, 40 маршрутчиков были уже лишены права управления транспортным средством и вновь пойманы за рулем.
Принципиального решения вопроса «нелегалов» пока так и не появилось, – а учитывая кризис, в котором оказался электротранспорт Уфы, и проблемы государственного автобусного перевозчика «Башавтотранс», можно сказать, что проблемы общественного транспорта лишь усугубились. «Ситуация какая-то тупиковая, – рассказал РБК-Уфа Олег Куляшов, председатель Союза автопредпринимателей Башкирии (власти считают его «профсоюзом» нелегальных перевозчиков). – Обычно я чуть ли не лозунги выкрикиваю, а тут даже и сказать нечего. Или устал уже. Одно и то же. Спокойно, тихонько работаем, никто сдаваться не собирается». На вопрос, вступали ли с ним в какие-либо переговоры органы власти за эти два года, он отвечает отрицательно.
Экскурсия в никуда (версия города)
Спор вокруг коммерческих маршрутов в Уфе существовал всегда, однако раньше он «тлел», в том числе, из-за законодательной путаницы (до 2014-го в Башкирии действовал свой закон о пассажирских перевозках). Кто-то шел в мэрию, участвовал в ее конкурсах и получал маршрутные карточки. Кто-то ездил по лицензии и не обращался к городским властям. Новое федеральное законодательство, вступившее в силу в 2016-м (так называемый «220-й ФЗ»), привело все к единому знаменателю и утвердило победу мэрии. Она теперь уполномоченный орган, а на дорогах легальны только те, кто ездит по «городским» карточкам.
Как сообщает мэрия, сегодня в городе 114 автобусных маршрутов, из них только 32 обслуживаются «Башавтотрансом» (о постоянном снижении его доли РБК-Уфа уже сообщал). Треть автобусов, которые продолжают ездить без карточек, «вылавливают» совместные патрули Ространснадзора и ГИБДД Штрафы – 5 тыс. для водителя и 300 тыс. для юридического лица. «Предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании лицензии, выдаваемой Ространснадзором, но без правоустанавливающих документов, выдаваемых администрацией города по результатам городских конкурсов, обжаловали решения администрации по выдаче карт. Ими инициировано шесть арбитражных дел. Решения судов приняты в пользу администрации города», – подчеркивает мэрия.
Что касается микроавтобусов с табличкой «Экскурсионный», то, по словам городских чиновников, если вы видите эту надпись, «то перед вами так называемый нелегальный перевозчик», но вылавливать эти машины должен, опять же, Ространснадзор. Глава профсоюза перевозчиков трактует эту табличку по-другому: «Ты был в Париже? Видел экскурсионные автобусы? На них написано – откуда и куда везут, ты спокойно садишься, платишь, едешь-глазеешь и в любом месте можешь выйти. И у нас в Уфе то же самое! Обзорные экскурсии не попадают под 220-й ФЗ и за них нельзя штрафовать».
День сурка-2013 (версия «нелегалов»)
Олег Куляшов описывает конфликт с мэрией как «полный абсурд». Он представляет интересы 15 предпринимателей, обслуживающих более тридцати уфимских и пригородных маршрутов, и предлагает внимательно прочитать упомянутый федеральный закон:
«В нем сказано, что в течение 180 дней после публикации закона – это было в 2015 году – органы власти должны принять заявления на обслуживание маршрутов. Кто имел право подать эти заявления? Те, кто на тот момент фактически осуществлял перевозки и имел договор с муниципалитетом, либо паспорт маршрута, либо разрешение. Разрешение – согласно гражданскому кодексу – это лицензия. Наши перевозчики имели и лицензии, и паспорта маршрутов, которые предприниматель разрабатывает сам. Они подали заявления в срок. По 220-му закону мэрия была обязана рассмотреть эти заявления, то есть убедиться, что мы ничего не захватываем, а работали и работаем на этих маршрутах. Дальше мы должны были получить либо согласие и маршрутные карточки, либо отказ. Не получили ни того, ни другого, нас просто устно объявили нелегалами».
По словам Олега Куляшова, именно отсутствие официального отказа не позволяет группе перевозчиков обжаловать ни действие, ни бездействие мэрии в суде. По идее, после введения федерального закона все маршруты должны были заново распределяться на конкурсах между подавшими заявления, но, как уже было сказано, ни один конкурс не состоялся. «Во всех судах представители администрации Уфы ссылаются на то, что карточки распределяются по итогам последнего на сегодняшний день конкурса 2013 года. То есть легальными перевозчиками для мэрии считаются те, кто участвовал в их конкурсах пять лет назад, до введения нового законодательства. Но покажите мне строчку в новом законе, где написано про конкурс 2013 года! Нет там такого. Там написано только про заявления, которые мы добросовестно подали».
Как рассказывает лидер союза, ситуация Уфы не уникальна: после смены законодательства «во всех крупных городах возник такой бардак, вся страна судится, правда, более продуктивно: например, в Ярославской области решение в пользу перевозчиков принято на уровне верховного суда региона». РБК-Уфа ознакомился с базой арбитражных дел: действительно, судебная практика, связанная с исками предпринимателей к Управлению транспорта и связи администрации Уфы, есть. Так, например, одно из заявлений удовлетворено апелляцией арбитража с формулировкой: «Тот факт, что уполномоченными органами не в полной мере соблюден установленный порядок закрепления маршрута, не может негативно отражаться на заявителе, который на протяжении нескольких лет на основании надлежащим образом оформленных удостоверяющих документов осуществлял перевозку пассажиров по спорным маршрутам».
«Власти Уфы все время твердят о каких-то нелегалах, которые ни копейки не платят в бюджет. Если это о нас, то у нас все платят, – возмущается Олег Куляшов. – Все наши перевозчики зарегистрированы в налоговых органах здесь, в Башкирии. У нас постоянные проверки – то налоговая, то минтруд. Вот как раз в «Башавтотрансе» я сомневаюсь, потому что у него мало того, что льготное налогообложение, – так еще и если он не заплатит, ему ничего не будет, только в долг впишут. А если кто-то из частников не заплатит – сразу арестуют имущество. И «Башавтотрансу», и МУЭТу техника приходит, в конечном счете, от налогоплательщика, а предприниматель сам ее покупает».
Ударим валидатором по разгильдяйству
Если «нелегалы» оценивают ситуацию как юридический тупик, то мэрия изложила в письме в РБК-Уфа свое представление о том, как ситуация будет меняться. Спор о наличии или отсутствии тех или иных маршрутов она намерена прекратить «научно-исследовательскими работами»: власти Уфы готовят два оптимальных варианта сети автобусных маршрутов, для чего привлекли Санкт-Петербургский институт транспортных систем.
После того, как Горсовет учтет пожелания ФАС и изменит правила перевозки пассажиров, принятые год назад, мэрия рассчитывает вновь провести конкурс по распределению маршрутов и надеется, что на сей раз он состоится. Мэрия не комментирует по существу ни меры в отношении «нелегалов», ни спор с межмуниципальными маршрутами, то есть с автобусами, обслуживающие новые кварталы в пригородах. В первом случае она ссылается на Ространснадзор, во втором – на Госкомтранс (к сожалению, оба ведомства воздержались от комментариев по запросам РБК-Уфа). Автобусы из пригородов неоднократно удостаивались раздраженных замечаний Ирека Ялалова: «Три года назад у нас забрали не только контрольные функции, но и право проводить конкурсы на межмуниципальные маршруты. Сейчас в город приезжает не 200, а 1000 маршруток. Кроме того, заезжает 900 автобусов из дальних районов, они тоже проезжают по проспекту Октября и собирают пассажиров». Впрочем, в письме мэрия заверяет, что «спора [с Госкомтрансом] в данном вопросе не существует – ведется конструктивный диалог по устранению ситуации, когда автобусы межмуниципальных маршрутов осуществляют перевозки пассажиров по всему городу».
Еще одно предложение, с которым выступал мэр – создать в Уфе подконтрольного властям суперперевозчика, в рамках которого можно было бы объединить МУЭТ и два уфимских подразделения «Башавтотранса». В свою очередь, Госкомтранс выступил с инициативой подчинить всех игроков рынка в Уфе единым требованиям будущего «Центра организации перевозок»: об этом глава ведомства Тимур Мухаметьянов заявил в декабре. Проект предполагает как возвращение части контрольных функций ведомству (сегодня они целиком переданы Ространснадзору), так и повышение требований к предпринимателям. Возможно, таким образом ржавые «пазики» с сомнительными водителями, действительно, уйдут с улиц. Проект Госкомтранса предполагает, в том числе, единый внешний вид всех автобусов, независимо от принадлежности, а также наличие терминалов бесконтактной оплаты или валидаторов, систем климат-контроля, видеокамер, систем информирования пассажиров об остановках и т.д.
Вероятно, перевозчики отнесутся к этому без восторга. По крайней мере, глава союза автопредпринимателей в беседе с РБК-Уфа скептически отозвался об этой инициативе: по его словам, вопросы единого оформления автобусов отнесены к ведению Минтранса РФ, с работой систем безналичной оплаты возникают проблемы даже у такой мощной структуры как «Мосгортранс», а уже существующие инициативы такого рода часто оказываются бессмысленными на практике. Олег Куляшов привел в пример требование оборудовать все автобусы ГЛОНАССом, которое было выполнено, но за обработку такого массива данных никто не берется: «Хорошо, на наших автобусах ГЛОНАСС теперь есть, а есть ли он в Госкомтрансе? Кто-то сидит и отслеживает, как по городу ездят автобусы? Это нереально».
Более приземленные, насущные вопросы контроля часто оказываются также вне «тотального» надзора. Всем собеседникам РБК-Уфа задавал вопрос – кто на практике проверяет в ежедневном и обязательном режиме, действительно ли коммерческие маршрутки проходят ежедневный технический контроль, а их водители – медосмотр. Как выяснилось, каждый перевозчик заключает договоры с больницами, штампы о медицинском и техническом осмотре ежедневно должны ставиться в путевой лист, но проверить их можно лишь одним способом: совместный патруль Ространснадзора и ГИБДД останавливает маршрутку и изучает документы. РБК-Уфа не получил ответ, сколько таких патрулей ежедневно работает на дорогах, но понятно, что речь идет о единицах («рядовой» патруль ГИБДД сегодня не имеет права проверять наличие этих штампов). Тогда как маршруток на улицах Уфы – сотни.