Какой должна быть новая набережная в Уфе: вопросов пока больше, чем идей
На площадке творческого объединения «МЕСТО» собрались специалисты в области архитектуры и градостроительства, активисты и лидеры городских инициатив. Организатором встречи выступило консалтинговое бюро UrbanБайрам. Обсуждалось формирование образа Набережной Белой и прилегающего Южного склона.
Как рассказали организаторы, за прошедшие 10 лет были разработаны несколько проектов по развитию Южного склона и Набережной. В 2014 году даже прошли публичные слушания по проекту застройки южного склона. Представленный вариант предполагал возведение 143 тыс. кв. м жилья, 55 тыс. кв. м магазинов и офисов. Высотность зданий была определена относительно небольшой, а размещать их планировалось по ярусной схеме. В проект вошла весьма обширная рекреационная зона. Но проект так и не перешел в стадию реализации. Главной причиной стал финансовый фактор: сложный рельеф, требующий больших вложений в инженерную подготовку площадки и дороговизна расселения 190 частных домов.
- На коммерческое расселение Южного склона нужно 5-6 миллиардов рублей, что в совокупности с расходами на инженерную подготовку строительных площадок лишает проект экономического смысла, - говорил два года назад экс первый заместитель главы администрации Уфы Александр Филиппов.
Сегодня из всех идей, касающихся южного склона, реализуется только проект берегоукрепления. В этом году завершится второй этап строительства набережной реки Белая. Протяжённость построенной части к концу года будет 3,2 км. Третья очередь составит почти 1 км (0,92 км) от улицы Пугачёва до улицы Бельской. И четвёртая, от памятника Салавату Юлаеву до железнодорожного моста, – ещё 800 м. Стоимость первой и второй очереди составит примерно 2,5 млрд рублей.
Вчера в ходе обсуждения обозначились несколько ключевых вызовов в развитии этой территории.
Во-первых, доступность и связанность территории. Сейчас возможности пройти пешком на набережную ограничены, кроме того, по проекту путь будет преграждать автомагистраль. Само наличие магистрали вызывает вопрос, основной из которых - откуда она призвана отводить трафик. По плану дорога должна связать Нижегородку и Монумент Дружбы, но район Нижегородки в обозримой перспективе не будет сильно развиваться, в таком случае оправданность автомобильной дороги оказывается под вопросом. Многие эксперты склонялись к тому, что набережная должна нести только рекреационную функцию, в таком случае магистраль не нужна. Предлагалось использовать пространство как тестовую площадку для электротранспорта, в том числе гироскутеров и т.д.
Во-вторых, на склоне предполагается разместить жилье, но пока непонятно, каким оно должно быть. Специалисты, участвующие в обсуждении, считают, что в целях сохранения уникального ландшафта следует ограничить застройку склона, отдав приоритет низкой этажности, а застройку развивать на той территории, где она уже существует. При этом неоднократно отмечалось, что площадок, пригодных для строительства, на этой территории мало.
В-третьих, не определена концепция развития Архиерейской слободы – исторически так называют жилой массив на южном склоне. Важно сохранить дух места и сложившуюся структуру застройки, считают эксперты. Это можно сделать за счёт вовлечения жителей в процесс постепенной реконструкции; с этой целью стоит создать прецедент на участках, принадлежащих муниципалитету, с использованием нового формата недвижимости, например, кооперативного дома.
Еще один вызов - инфраструктурное насыщение территории. По мнению экспертов, надо определиться с тем, где именно размещать точки притяжения трафика, определить наиболее выгодные локации, в которых должны сосредоточиться сервисы и досуговые функции (на пересечении основных пешеходных путей, в местах выходов на набережную, в верхней части склона). Особое внимание нужно уделить не только летним, но и зимним активностям, с тем, чтобы район оставался притягательным круглогодично.
Рассматривались вопросы интеграций проекта с природой. Эксперты сошлись на том, что сейчас набережная – это лес, а не парк, и надо сохранить склон в его первозданном виде с особенностями рельефа. Одна из наиболее сложных задач – озеленение набережной. Два нижний яруса ее по весне затапливаются. Площадь затапливаемых зон в 6 раз больше прогулочных. Пока всё благоустройство и озеленение набережной на тестовом участке – временное, поэтому дорогое. Нужна суперидея для затапливаемых зон набережной, говорят архитекторы. При этом создание пляжа практически на всем протяжении набережной невозможно из-за сильного течения и большой глубины реки в этом месте. Единственный участок, где можно задуматься о создании пляжа, находится ближе к железнодорожному мосту. К тому же, если воплотятся в жизнь планы «БашВолготанкер» углубить фарватер, проходящий вдоль набережной, река Белая снова станет судоходной для крупных барж.
Инициаторы обсуждения предложили неравнодушным горожанам предлагать свои идеи на сайте городвпарке.рф. Наиболее интересные и конструктивные эссе обещают опубликовать в открытом доступе.