Правоохранительные органы выступили против строительства крематория в Уфе
Проблема с отсутствием крематория в Уфе за несколько лет стала еще острее, а перспективы его строительства отодвинулись. Такой вывод можно сделать из обмена мнениями между игроками рынка ритуальных услуг, представителями муниципалитетов и священнослужителями, который состоялся в рамках круглого стола, организованного редакцией газеты «Коммерсантъ-Башкортостан».
Напомним, Уфа была близка к появлению крематория в 2013 – 2015 годах, когда возведение объекта началось на закрытом Западном кладбище. Протесты жителей окрестных поселков остановили, а затем и отменили этот проект. Год назад городские власти рассказали РБК-Уфа, что готовится проектная документация для строительства крематория в северной, промышленной части Уфы. Как стало известно сейчас, за год этот проект не приблизился к осуществлению, а голоса противников кремации стали активнее. Влияние на это оказывает и позиция силовых структур.
По словам исполняющего обязанности муниципального «Комбината спецобслуживания Уфы» Марселя Ахметова, существует «проблема с правоохранительными органами. Они категорически против крематория. Потому что это может повредить процедуре расследования уголовных дел. Постоянно возникают потребности в эксгумации, экспертизах. Периодически на наших кладбищах проводятся эти процедуры, связанные с установлением причин смерти».
Замглавы администрации Уфимского района Гульнара Юлчурина, отвечая на вопрос РБК-Уфа, подтвердила, что «были рабочие совещания с правоохранительными органами», на которых озвучивалось это пожелание. Тем не менее, муниципальные власти считают, что «не так много криминальных трупов, чтобы останавливать бизнес. Из-за того, что коллеги из МВД беспокоются, что мы сожжем криминальный труп, прекращать развитие отрасли – нецелесообразно».
Представители духовенства, участвующие в обсуждении, также высказали опасения, что «крематорий, построенный для легальной кремации людей, может быть завуалировано использован по-другому». Такую точку зрения высказал представитель Центрального духовного управления мусульман России Ахмат Ахмеров. В отличие от более лояльной позиции РПЦ (представитель Уфимской епархии заявил, что церковь относится к кремации «со снисхождением – не одобряя, но и не лишая близких покойного утешения»), управление мусульман настроено радикально: «Мы не читаем заупокойные молитвы по тем, кто завещал себя кремировать: это табу». По его словам, в таких случаях родственники вынуждены приглашать «серых имамов, которые на имеют отношения к ЦДУМ».
Как ранее писал РБК-Уфа, решение инвестора строить крематорий на юго-западной окраине Уфы было поддержано городскими властями. Однако после того, как проект не прошел общественные слушания, суды всех уровней обязали инвестора снести недостроенный объект, а от идеи строительства в другом районе бизнесмен отказался. Больше желающих вкладываться в такой объект нет.
Часть игроков рынка ритуальных услуг считает, что Уфа может обойтись без крематория, ссылаясь на то, количество заинтересованных в этом невелико, а доставка тела в крематорий Екатеринбурга и урны с прахом в Уфу «занимает сутки – полтора и обходится примерно в 20 тыс. рублей». Их оппоненты считают, что «спроса нет, потому что нет предложения», а в Екатеринбург приходится ехать, «потому что нет альтернативы. При этом для вывоза тела в другой регион нужно множество справок и других сложностей». Марсель Ахметов высказал мнение, что «поскольку у нас все равняются на Казань, то если в Казани откроется крематорий, то туда поедет вся Башкирия», а Гульнара Юлчурина предложила отказаться от обсуждения вопросов религии: «Не надо смешивать красное с квадратным. Мы с большим уважением относимся ко всем конфессиям, но никто верующих силком не потащит в крематорий. У граждан должна быть свобода выбора».