Перейти к основному контенту
Общественный транспорт Уфы ,  
0 

Трамваи в Уфе пошли, но продолжат генерировать долги: проблема не решена

Фото: Олег Яровиков
Фото: Олег Яровиков

Движение трамваев и троллейбусов в Уфе в среду, 29 ноября, возобновлено, сообщило агентство «Башинформ» со ссылкой на Муниципальное управление электротранспорта. Энергосбытовая компания Башкортостана подтвердила подачу энергии, «при условии, что МУЭТ не будет нарушать дисциплину платежей».

Как пишет сегодня  «Ъ-Уфа», частично задолженность была погашена городским бюджетом,частично деньги выделил сам МУЭТ, кроме того, обсуждается вопрос о выделении средств минфином Башкирии. Глава Госкомтранса Башкирии Тимур Мухаметьянов заявлял, о чем писал вчера РБК-Уфа, что Башкирия готова покрыть из своего бюджета часть долга муниципальных предприятий, хотя не обязана это делать, но ввиду большого социального значения проблемы не может остаться в стороне. 

МУЭТ принес горожанам извинения «за временные неудобства, связанные с частичным ограничением подачи электроэнергии на тяговые подстанции».

Напомним, ограничения были введены из-за долга МУЭТа перед Энергосбытовой компании Башкортостана в 200 млн рублей глубиной 10 месяцев. Такая ситуация сложилась не впервые. Так, в мае энергетики предупреждали, что ограничат подачу электроэнергии на трамвайных линиях, из-за долга в 187 млн рублей. Глубина долга двух предприятий, отвечающих за работу электротранспорта (МУП «Управление инфраструктурой транспорта» (УИТ) и МУП «Управление электротранспорта» (МУЭТ) была 5 месяцев, оба предприятия финансируются из городского бюджета. В мае прошлого года муниципальное управление электротранспорта было разделено на два предприятия. Одно занимается только пассажирскими перевозками (МУЭТ), другое – содержанием, обслуживанием и строительством новой транспортной инфраструктуры: рельсов и электросетей (УИТ).

Накопленные долги привели к тому, что в августе этого года в МУЭТ на шесть месяцев назначен внешний управляющий и начата процедура наблюдения.

По словам руководства МУЭТа, кризис неплатежей связан, прежде всего, с падением бюджетного финансирования электротранспорта и его инфраструктуры. Как ранее рассказывал генеральный директор МУЭТ Аскар Фазлыев, финансирование предприятие с каждым годом снижается. Так, в 2013 году МЭУТ получил субсидий на сумму более 500 млн рублей, а в 2017 году утвержденный лимит составляет уже 272 млн рублей, плюс для УИТ – 120 млн. «При этом график ежемесячного субсидирования не соблюдается ни в объемах, ни по срокам. В то же время электроэнергия не стала дешевле, заработная плата не стала меньше. В 2014 году, когда наша команда пришла в МЭУТ, мы подняли выручку с 20 до 30 млн рублей в месяц. Мы предполагали, что объемы финансирования останутся прежними, а с увеличивающихся доходов мы будем погашать долги. Но нам сразу же снизили финансирование. В 2015 году мы получили 380 млн рублей субсидий, в 2016 – 340 млн». По мнению Аскара Фазлыева, если этот тренд сохранится, то будет погублена инфраструктура электротранспорта города.

Также Аскар Фазлыев в прошлом году говорил, что «предприятие надорвал нереализованный проект скоростного трамвая в 2012 году. Из дефицитного бюджета МУЭТ были выделены 300 млн рублей на проектирование. Чтобы закрыть дыру, взяли кредиты в размере 400 млн рублей, набежали проценты. Мы до сих пор по ним расплачиваемся». В числе других факторов, негативно сказавшихся на финансовом состоянии предприятия, он называл недовозмещение за перевозку льготных категорий граждан в 2011-2013 годах в сумме 240 млн рублей, реализацию проекта прокладки рельсов по бесшумной технологии на участке Зорге-Шафиева в сумме около 300 млн, кредит в сумме 100 млн рублей, взятый в 2012 году на покупку 4 трамвайных вагона в Усть-Катаве.

В последние годы кризис неплатежей характерен практически для всех муниципальных предприятий Уфы. Общая задолженность за электроэнергию предприятий, финансируемых из городского бюджета, составляет более 740 млн рублей.

Как ранее писал РБК-Уфа, одну из главных причин сложившейся ситуации эксперты видели в допущенных руководством города неправильных акцентах при распределении бюджетных средств. Так, с 2012 года на благоустройство территорий было направлено свыше 5 млрд рублей. Кредиторская задолженность города, в том числе за уже выполненные работы и услуги, на начало 2017 года достигла 4,3 млрд рублей, а предприятия жизнеобеспечения, прежде всего, «Уфагорсвет» и МУЭТ лишились средств даже на оплату потребляемой электроэнергии. 

Руководство МУЭТ видит возможность улучшения своего финансового положения в развитии трамвайной сети, прежде всего, соединении разобщенных путей севера и юга.

- Выстроенная единая трамвайная сеть была разорвана, что стало стратегической ошибкой, - считает Аскар Фазлыев.

МУЭТ разработал концепцию развития трамвайной сети, предполагающую в течение десяти лет строительство в общей сложности 115,5 км. новых путей. Стоимость проекта – более 25 млрд рублей. Он предполагает соединение северной и южной части трамвайного сообщения путем прокладки рельсов от Госцирка до ГДК, причем линию предлагается проложить по улице Российской. Вторая новая ветка должна пройти к Госцирку из района Зеленой Рощи, а третью планируется создать в исторической части города по улицам Гафури, Заки Валиди и Цюрупы. Но и эффективность этой сети стоит под вопросом.

- В 2008 году, когда убирали рельсы с проспекта Октября, одним из главных аргументов в пользу такого решения была низкая загрузка трамвайных вагонов, составлявшая в среднем около 25%, - рассказал РБК-Уфа знакомый с ситуацией эксперт. – При прокладке путей по Российской, удаленной от основных пассажиропотоков, традиционно ориентированных на проспект Октября, ситуация с загрузкой может быть еще хуже.

В реальных условиях трамвай обычно бывает эффективным лишь там, где у него нет конкурирующих автобусных маршрутов. Как признают в МУЭТе, наибольшую загрузку и рентабельность имеют трамваи идущие по улице Зорге, что связано, прежде всего, с практическим отсутствием альтернативного транспорта.

Так, в Казани, были убраны практически все трамвайные пути на центральных улицах, а оставшиеся 6 маршрутов стали ходить по линиям, охватывающим отдаленные районы города. Это позволило создать так называемый ускоренный трамвай, имеющий более высокую среднюю скорость за счет максимального обособлению путей и большого расстояния между остановками, делающую его привлекательным для пассажиров. Дублирующих автобусов на маршрутах практически нет. Подобный вариант находит все большее распространение в мире.

При этом убыточными остаются все предприятия электротранспорта в городах, сопоставимых с Уфой. В той же Казани МУП «Метроэлектротранс» при выручке в 2016 году 1,6 млрд рублей имеет убыток 261 млн, в Самаре трамвайно-троллейбусное управление в 2016 году получило 1,45 млрд рублей выручки и 195 млн убытка, в Челябинске при выручке 1,2 млрд убыток составил 329 млн рублей, а в Екатеринбурге трамваи и троллейбусы принесли в 2016 году убытка в 410 млн при выручке 2,5 млрд рублей. Муниципальное транспортное управление Уфы в прошлом году действовало в качестве самостоятельного отчитывающегося предприятия первый год, выручка составила 58 млн рублей, убыток – 50,6 млн.

В настоящее время перед властями Уфы остро стоит вопрос не развития, а элементарного выживания электротранспорта. По троллейбусам уровень износа превышает 70%. Наиболее сложно ситуация складывается с трамваями, парк которых выработал установленный ресурс более чем на 95%, а средний возраст вагонов превышает 25 лет. Для обновления трамвайного парка, насчитывающего около 100 единиц необходимо, по меньшей мере, 2,8-3 млрд рублей.

В модернизации нуждается не только подвижный состав, но и путевая инфраструктура. Износ 221 километра троллейбусной контактной сети составляет 30%, 94 км трамвайной – 45%. 31 тяговая подстанция выработала свой ресурс на 66%. Трамвайные пути изношены на 65%, многие участки требуют срочной замены.

- Значительная доля оборудования установлена в 1960-70-х годах, процесс его обновления носит локальный, точечный характер и значительного влияния на надежность оказать не может, - заявил начальник МУП «Управление инфраструктурой транспорта Уфы» Сергей Чикрыжов. – В результате большая часть оборудования находится за предельными сроками эксплуатации, отсутствует требуемое резервирование, телеуправление и автоматизация, не обеспечивается минимальный уровень надежности.

По оценкам УИТ, только на модернизацию тяговых электроподстанций требуется около 525 млн рублей. Общая сумма, необходимая для приведения в порядок инфраструктуры электротранспорта Уфы не уточняется, но с учетом необходимости замены более половины изношенных трамвайных путей и около трети всех контактных линий, речь может идти о сумме в несколько миллиардов рублей. При этом, как признаются в Управлении инфраструктурой электротранспорта, «в условиях хронического недофинансирования и фактически субсидирования деятельности МУП УИТ, выделение данных сумм на модернизацию тяговых подстанций представляет маловероятным».

МИД ответил на санкции блокировкой 80 крупнейших изданий ЕС

Досудебная палата МУС выдала ордер на арест Шойгу и Герасимова

СК показал обломки сбитого Ил-76, перевозившего украинских военнопленных

В Краснодаре BMW вылетел с третьего этажа крытой парковки. Видео

В Белгороде показали последствия ночной атаки дронов на многоэтажку

Глава Дагестана поручил провести ревизию личных дел всех руководящих чиновников

Советники Трампа представили план по завершению конфликта на Украине. Подробности

Трое россиян победили в плей-офф НХЛ и завоевали Кубок Стэнли

Видео освобождения Ассанжа опубликовало Wikileaks

Мосбиржа анонсировала запуск двух новых фьючерсов в ближайший месяц

Частные клиники зафиксировали рост числа пациентов с алкозависимостью

Правила регистрации машин изменят. Что нужно знать автомобилистам

Замену Боррелю нашли в Эстонии. Как изменится руководство ЕС

Житель Дербента рассказал, как тушил горящую машину во время боя

Суперкомпьютер назвал главного фаворита Евро-2024

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 26 июня
EUR ЦБ: 93,73 (-0,34)
Инвестиции, 17:34
Курс доллара на 26 июня
USD ЦБ: 87,28 (-0,1)
Инвестиции, 17:34
Все новости Башкортостан
В Кении из-за протестов ввели режим ЧС и развернули войска Политика, 22:31
Шеф Пентагона поговорил по телефону с Белоусовым⁠ Политика, 22:17
Основатель «Русских фондов» заявил о необоснованности претензий Бизнес, 22:05
В ЕС сообщили о достижении Молдавией «кардинальной вехи» на пути в союз Политика, 21:56
Дания — Сербия. Онлайн матча Евро-2024 Спорт, 21:56
Росавиация перестала публиковать точные данные о парке авиакомпаний Бизнес, 21:42
Франция неожиданно отдала первое место в группе. Что происходит на Евро Спорт, 21:40
Максимум разделов с выгодой от 9 720 ₽
Оформите подписку РБК Pro со скидкой до 26 июня
Подробнее
Путин наградил орденом погибшего при теракте в Дагестане священника Общество, 21:33
Минфин предложил взыскивать долги по налогам с граждан без суда Экономика, 21:30
Россия и Украина обменяли по 90 военных Политика, 21:21
CNN узнал о планах США отменить запрет на военных подрядчиков на Украине Политика, 21:14
В Сингапуре решили бороться с голубями газом Общество, 21:04
МВД установило личности устроивших перестрелку на границе с Абхазией Политика, 20:59
Гол с повторного пенальти принес Польше ничью в матче с Францией Спорт, 20:58